Цели ясны. Задачи определены. За работу, товарищи!

О грядущем идеологическом буме в нашей стране за последнюю неделю говорили многие. По сути, все эти разговоры сводились к обсуждению вопросов о том, насколько реальны поставленные цели и каковы будут последствия очередной политической кампании. Ответ на этот вопрос, отчасти, содержится и в документах с красноречивыми названиями: «Предлагаемая структура системы идеологической работы в Республике Беларусь», «Структура идеологической работы в учреждении образования, обеспечивающего получение высшего образования», «Структура идеологической работы с населением по месту жительства», «Структура идеологической работы в организации государственной формы собственности» (смешанной формы собственности с долей государства, насчитывающей 300 и более работников (колхоз, совхоз — 150 и более работников)». Все они выполнены в виде красочных схем и розданы для обсуждения участникам совещания по идеологической работе. Первое, что замечаешь при взгляде на них, — это множество разноцветных прямоугольников и стрелок, направленных сверху вниз.

«Подножие» каждой схемы — это граждане в виде городских, сельских жителей, студентов или членов трудовых коллективов. Над ними как раз и возвышаются многочисленные структуры, призванные обеспечить идеологическое развитие в правильном направлении. Так, над «головой» академической студенческой группы, которая и есть главный объект идеологической работы в вузе, возвышается 21 (!) структура, начиная от ректора вуза и заканчивая Советом студенческого самоуправления и студенческим спортивным клубом. Последнее, по-видимому, означает, что здоровый образ жизни будет неотъемлемой составляющей новой идеологии.

Разумеется, предложенные в них схемы могут и, скорее всего, будут уточняться, но даже в таком предварительном виде они позволяют составить общее представление о грядущем походе за идеологией.

Прежде всего, участникам совещания предлагалось сравнить предлагаемую «структуру системы» с ныне действующей. Для тех, кто еще не в курсе, сообщаю, что идеологическая работа, оказывается, уже вовсю ведется. Ее возглавляет президент Республики Беларусь. Через свою администрацию, Совет министров, облисполкомы и горрайсполкомы с помощью СМИ и разного рода информационно-консультативных групп, он выстраивает систему идеологической вертикали. Что же нового появится в этом идеологическом сезоне?

Прежде всего, планируется создать некоторые новые органы и структурные подразделения. Среди них: Главное управление идеологической работы и социально-культурной сферы при Совете министров (ранее оно называлось Управление социально-культурной сферы). При каждом министерстве, концерне и организации, подчиненной правительству, также появятся Управления идеологической, социальной и кадровой работы, а при Министерстве иностранных дел — управление идеологического обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Председатель облисполкома обзаведется заместителем по идеологии и социальным вопросам, который возглавит управление идеологической работы. Аналогичные структуры (отделы идеологической работы) появятся и в горрайисполкомах, а также в отраслевых комитетах, городских (районных) отраслевых управлениях.

Таким образом, без внимания не остается ни один уровень управления, что знаменует собой завершение строительства идеологической вертикали. Каждый руководитель, начиная с министра, получит заместителя по идеологической работе (фурмановы при чапаевых). Последнее, разумеется, не касается президента, который и есть самый главный комиссар страны. Можно предположить, что комиссары будут заниматься не только воспитанием работников соответствующих структур, но выполнять более широкие функции. Так, в предложенной схеме заместитель министра совместно с управлением идеологической, социальной и кадровой работы будет заниматься вопросами мотивации труда, социальной защиты, взаимодействовать с отраслевыми профсоюзами и т. д.

В целом решать «вопросы мотивации труда» вменено в обязанность комиссаров всех уровней вплоть до заместителей руководителя предприятий. Известно, что лучшая мотивация — это денежные знаки, являющиеся, как написано в учебниках, всеобщим эквивалентом. Но не все так просто в нашем случае. Иначе, зачем было бы привлекать к этому делу идеологических работников? Наверное, именно они должны внедрять в сознание людей ценность общественно-полезного труда без оплаты, о котором говорилось в известном докладе главы государства по вопросам идеологии.

Выстроенная идеологическая вертикаль призвана охватить все слои населения. Трудоспособные граждане, работающие на предприятиях и организациях государственной формы собственности, а также труженики полей не останутся без внимания заместителя руководителя по управлению персоналом, координационного совета по идеологической работе, информационно-пропагандистской группы, профсоюзной организации, первичной организации БРСМ, не говоря уже о советах ветеранов, товарищеских судах, добровольной народной дружине, комиссии содействия семье и школе… (всего 22 подразделения). Состоянием умов вузовской молодежи будет руководить, как уже отмечалось, 21 подразделение. Если же кому-либо удалось избежать идеологического воздействия по той простой причине, что он не работает и не учится, на помощь придет система работы по месту жительства. В ней есть все, что душе угодно, включая и некоторые загадочные пока структуры, например «уличкомы» (от слова — улица или от слова — уличать?) и «домкомы». Сами названия навевают некоторые смутные воспоминания о временах военного коммунизма. Помнится, у Булгакова: «Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома…» Вот уж действительно — воспоминания о будущем.

Согласно предлагаемой новой системе идеологической работы меняют свое название и так называемые информационно-консультативные группы. Став информационно-пропагандистскими, они уже не будут консультировать (какие, в самом деле, могут быть консультации по поводу идеологии!). Что же касается пропаганды, то ее суть, по-видимому, сведется к доказательству преимуществ белорусской модели социально-экономического развития. В этом смысле они мало чем будут отличаться от пропагандистов советских времен, опыт которых наверняка будет востребован. Люди, которые в свое время могли доказывать преимущества социалистического образа жизни, в принципе могут доказать что угодно, включая наличие жизни на Марсе.

В этой связи хотелось бы напомнить, что пропаганда (от лат. — подлежащее распространению) — термин, введенный в 1662 г. Папой Римским, образовавшим особую конгрегацию, задачей которой было распространение веры с помощью миссионерской деятельности. С точки зрения современной политологии, сущность пропаганды состоит в том, чтобы некие частные интересы выдавать за общие и с помощью определенных приемов манипулирования людьми искажать истину. У каждого слова есть своя «репутация». В этом смысле слово «пропаганда» в массовом сознании (особенно постсоветском) вызывает отрицательную реакцию. Свежи еще в памяти «Ленинские университеты миллионов», забивающие телеэфир в прайм-тайм, политинформации и лекции общества «Знание» о сущности ленинской национальной политики. Учитывая сказанное, переименование консультативных групп в пропагандистские, с точки зрения PR-требований, нельзя назвать удачным, хотя оно, по-видимому, называет вещи своими именами.

Справедливости ради заметим, что содержатся в документе и некоторые новые (модные) слова и определения. Например, главное идеологическое управление Администрации президента займется «разработкой … технологий массовых политических кампаний, … разработкой приоритетов государственной информационной и социально-культурной политики». Замечу, что сочетание постсоветского новояза, в стиле которого исполнен документ, с некоторыми модными терминами (например, «связи с общественностью», «работа с персоналом» или те же «политические технологии») способно создавать эффекты необычайной силы. Но есть ли смысл спорить о литературных достоинствах «структуры системы»? Важно другое, а именно то, что людям, не только не умеющим осуществлять подобную деятельность, но, порой, знающих о подобных терминах лишь понаслышке, придется несладко. Впрочем, нетрудно предположить, что кроме названий ничего и не изменится.

Содержательную часть пропагандистской работы призвана возглавить Национальная Академия наук, которая «разработает программы развития социально-гуманитарных наук и механизмы их реализации». Это тоже можно отнести к новациям. Тот факт, что Академия наук встроена в систему идеологической работы, свидетельствует о необходимости разработки самого содержания идеологии. В ближайшее время ученые, обществоведы и гуманитарии, бросят свои силы не на научные изыскания, а на «реализацию программ развития социально-гуманитарных наук». Высоко держать знамя государственной идеологии призван и Институт социально-политических наук при Администрации Президента Республики Беларусь. В нынешней системе он «обрастет» областными центрами ИСПИ. Замечу, что само по себе это было бы неплохо — в Беларуси явно ощущается нехватка региональных исследований. Однако в данном случае смущает само слово «исследования». Напомним, что у идеологии и науки весьма сложные отношения.

При реализации такого широкомасштабного проекта нельзя, конечно, обойтись и без поддержки средств массовой информации. Медийной опорой «структуры системы» станут газеты «Советская Белоруссия» и «The Minsk Times», журнал «Белорусская думка», Национальная государственная телерадиокомпания, ЗАО «Второй национальный телеканал», ЗАО «Столичное телевидение», БЕЛТА, а также разнообразные информационные вестники и бюллетени. Однако это лишь вершина айсберга. Его подводную часть составляют областные и отраслевые издания, районные газеты, многотиражки и даже «газетные витрины (подшивки) в местах массового пребывания работников», «экраны производственной деятельности работников» и «информационные стенды». Воистину — велика вера в силу печатного слова! После этого как-то не очень верится в искренность главного редактора газеты «Советская Белоруссия» Павла Якубовича, утверждающего в одном из интервью, что «контроля над черепными коробками не будет». Сам Павел Изотович не видит ничего страшного в словах «идеология» и «пропаганда», утверждая, что «в каждой партии есть свои знатные идеологи, пропагандисты … Почему же быть идеологическим работником системы власти зазорно, а проходить по спискам партийных идеологов, значит быть форейтором прогресса?» Ну, хотя бы потому, что государственные идеологи и пропагандисты, имя которым — легион, получают зарплату из государственного бюджета. В нашем «королевстве кривых зеркал» вся государственная медиасистема будет, как явствует из документа, поставлена на службу государственной идеологии. И кому же придет в голову спрашивать об этом самого налогоплательщика?

Может возникнуть вопрос: а стоит ли уделять так много внимания проблеме государственной идеологии? Сколько мы перевидали, пережили, пересидели разного рода шумных политических кампаний. Может и на сей раз обойдется, и избежим мы встреч с лекторами информационно-пропагандистских групп, участия в физкультурно-массовых мероприятиях и чтения экранов производственной деятельности работников? Может быть. Среди тех, с кем довелось мне общаться в последние дни, включая и представителей государственных учреждений, преобладало мнение, что ничего не выйдет. Но прежде, чем убедиться в этом, нам придется потратить много денег и изрядно потрудиться. Ведь имитировать работу иногда бывает еще более сложно, чем просто ее делать.

Президент неоднократно повторял, что государственная идеология есть в каждом государстве. Даже если согласиться с этим, все же невозможно представить себе Джорджа Буша-младшего, который с помощью Дика Чейни, опираясь на «Washington Post» и «New York Times», через посредство губернаторов, мэров и шерифов руководит идеологической работой среди простых американцев. К слову сказать, американцы действительно идеологизированы в том смысле, что считают свою страну образцом для всего прогрессивного человечества. Однако вряд ли это является результатом функционирования «структуры системы идеологической работы с населением». В свое время известный французский политик и политический философ Алексис де Токвиль дал точное, на мой взгляд, объяснение американскому патриотизму, заметив, что «американец гордится своей страной как делом своих рук». Вряд ли стоит ожидать подобного от населения, которое живет с постоянным убеждением, что «от нас все равно ничего не зависит».