По заказу экспертной сети «Наше мнение» Белорусская аналитическая мастерская (Варшава) в декабре 2018 года исследовала вопрос, какие из прав и свобод представляются для белорусов наиболее важными. Результаты несколько обескураживают — в особенности в сопоставлении с результатами сходного опроса, проводившегося САТИО в 2013 году по заказу Белорусского хельсинского комитета и недавнего российского опроса, проведенного Левада-центром.

Вначале — о закономерном и ожидаемом: белорусы высоко ценят социальные права, в меньшей степени — экономические, еще меньше — политические. Больше 50% опрошенных посчитали наиболее важными право на работу и ее достойную оплату (75,1%), право на медицинскую помощь (73,2%), право на социальную защиту (64,6%), право на жизнь и свободу (58,5%), право на бесплатное образование (50,8%).

Это можно расценить как очередное свидетельство белорусского патернализма и гражданской инфантильности. А можно — как отражение позиции государства, поддерживающего — хоть и в слабом, но рабочем виде — механизмы защиты гражданами их социальных прав, и полностью блокирующего попытки добиться прав политических. Наше государство — мастер ссылаться на отсутствие спроса населения на «хорошее», не давая ни малейшей возможности этим хорошим воспользоваться.

Тем, не менее, при сопоставлении с результатами сходного опроса, проводившегося САТИО в 2013 году по заказу Белорусского хельсинского комитета заметно, как сильно выросло для белорусов значение прав как таковых.


Два аспекта модернизации советского общества могли оказать воздействие на этот рост. Первый — более широкое распространение представлений о правах человека при определенной конкретизации этих представлений. Второй — по мере осознания себя налогоплательщиками и, соответственно, донорами государства, граждане предъявляют государству все более высокий спрос на соблюдение их прав, хоть государство пока не дает возможности эти притязания реализовать.

Любопытна разница между ответами белорусов и россиян.


Россияне в целом к своим правам относятся внимательней, хотя и у них блок «социальных» прав занимает ведущие позиции. В сегменте социальных прав россияне отдают видимое предпочтение праву на жизнь и образованию, белорусы — праву на достойную работу и медпомощь. В 2013 году базовое право на жизнь было ведущим и у белорусов, и у россиян. Снижение этой позиций, вероятно, обусловлено сравнительно высокой безопасностью жизни в Беларуси — в особенности, в сравнении с соседями — Украиной и Россией. Беларусь не ведет войн, в ней довольно низкий уровень убийств (меньше, чем средний в мире), и насильственной преступности, низкий индекс терроризма. В Украине ценность права на жизнь напротив выросла с 2016 и достигает 84,9%, а в Донбассе — 96,8%.

Наибольшее отличие от соседей белорусы демонстрируют в отношении права на труд.


Больше половины украинцев (55,7%) и россиян (53%) довольно высоко оценивают это право, но у белорусов оно принципиально ведущее (у россиян и украинцев — 3-е по значимости). Наиболее вероятно, что динамика в отношении к праву на труд связана с попытками белорусского государства облагать штрафными санкциями тех, кому это право обеспечить не в состоянии.