Полноценная работа посольства расширит возможности для развития отношений между странами. Но само по себе это не обеспечит качественные изменения.
Фото: пресс-служба президента Беларуси
10 января американский журнал «Foreign Policy» разместил статью «Дипломатический прорыв для Вашингтона в последней диктатуре Европы». Прорыв заключался в том, что Беларусь сняла ограничения на число американских дипломатов в Минске. Об этом 10 января министр Владимир Макей сообщил в телефонном разговоре Уэссу Митчеллу — руководителю Бюро по делам Европы и Евразии Государственного департамента США. Статья «Foreign Policy» была основана на двух анонимных дипломатических источниках, позже МИД Беларуси подтвердил сам факт телеонного разговора, не вдаваясь в детали.
Комментарий
- «Foreign Policy» в целом уделяет Беларуси мало внимания: о ней не было специальных материалов в 2018 году и всего несколько в 2017-м (небольшие обзоры об учениях Запад 2017 и политической ситуации). На этом фоне эксклюзивный материал в день события на основе дипломатических источников выглядит нетипично. Тем более что на завтра был опубликован еще один текст — «Белорусский президент не сдастся без борьбы». В совокупности это напоминает элементы информационной компании в рамках политического противостояния Минска и Москвы — с целю показать устойчивость Беларуси, возможности и альтернативы ее внешней политики.
- Возобновление нормальных дипломатических отношений, возвращение послов и увеличение численности дипломатов в Минске с 10 до 30-35 сложно назвать прорывным и чем-то чрезвычайным. Хотя работа посольства, без сомнения, расширит возможности для развития отношений между странами (более частая и надежная коммуникация, ведомственные консультации, расширение программ сотрудничества, сбор и обмен информацией, развитие экономического взаимодействия и др.). Но все это само по себе не обеспечит существенные изменения.
- Хотя в 1996–2008 годах посольство США в Минске работало в полном составе, белорусские власти находились во внешнеполитической изоляции. Первое улучшение отношений Беларуси с Западом произошло фактически сразу после введения дипломатических ограничений (2008–2010 гг.), а ограниченное функционирование посольств не стало существенным препятствием потеплению отношений между двумя странами после 2014 года: успешно использовались различные другие механизмы развития двухсторонних отношений.
- Таким образом, «дипломатические прорывы», «большие шаги» и «начало потепления» следует относить к 2014–2016 годам, а все, что происходит сейчас, больше похоже на продолжение движения к нормализации и постепенному улучшению. Как бы мог выглядеть прорыв? В экономике — значительное и продолжительное увеличение торгового оборота, начало крупного инвестиционного проекта с американским капиталом, оказание существенной финансовой поддержки. На политическом уровне — регулярная поддержка в международных организациях, подписание соглашения об углубленном сотрудничестве (с США или НАТО), упрощение визового режима, официальный визит на высшем уровне или другое событие, создающее специальные институциональные условия для двухстороннего взаимодействия.
- Однако объем двухсторонней торговли остается незначительным. США никогда не являлись важным экономическим партнёром Беларуси, доля США в экспорте Беларуси составляет около 1%, и это в целом характерно для региона. Потенциально США могут быть источником инвестиций и технологий, но пока нет информации даже о рассмотрении таких проектов. США является важным источником аутсорсинга для ИТ-сектора, но нет данных о перспективах для существенного роста и о потенциальной связи такого роста с увеличением штата посольства. Ожидать увеличения финансовой поддержки от действующей американской администрации также сложно — маловероятно даже достижение прежних объемов поддержки через программы USAID ($20-30 млн. в год). В любом случае, это могло бы быть очень важным для отдельных направлений, но вряд ли для страны в целом.
- В рамках международных организаций между Беларусью и США остаются существенные расхождения по наиболее важным проблемам, особенно по вопросу сотрудничества с Россией, и пока нет оснований ожидать существенного сближения. Можно ожидать, что США не будут создавать препятствия для Беларуси во взаимодействии с МВФ, ВТО и другими международными организациями, но оказание заметной поддержки представляется невероятным.
- В области безопасности Беларусь имеет самый низкий в регионе (и среди партнеров по ЕАЭС) уровень контактов с НАТО и США. Возможен прогресс в отдельных направлениях (военная медицина, образование, кибербезопасность), но большее расширение сотрудничества в настоящее время является невозможным из-за жесткой и однозначной позиции России по этому вопросу.
- Таким образом, оптимистичный сценарий развития белорусско-американских отношений предусматривает скорее постепенный прогресс и пошаговое улучшениях, нежели «прорывы» и «большие шаги».
Читать блиц в версии pdf