Недавняя информация о коррупционных сделках, в которых были вовлечены чиновники белорусского оборонного министерства, наводят на некоторые размышления. Наша публика больше привыкла к скандалам подобного рода, когда речь идет о предпринимателях или директорах, обслуживающих гражданские отрасли. И вдруг в последние годы под обстрел власти и репрессивных органов стали попадать представители военного блока. Свидетельствуют ли эти события о глубинных изменениях, время от времени потрясающих модель административной экономики, сохраняющуюся до сих пор в Беларуси?

Людмила Грязнова. Любая экономическая система, частная рыночная или государственная административная, держится на плаву благодаря внутреннему равновесию и развитию. В частной рыночной экономике равновесие и развитие обеспечиваются межотраслевой конкуренцией и высокой норме накопления.

В погоне за прибылью частный капитал переливается из низкодоходных в высокодоходные отрасли, удовлетворяя тем самым изменяющийся спрос потребителей. Перелив капитала, то есть межотраслевая конкуренция, осуществляется за счет таких институтов, как фондовый рынок и банковское кредитование. На фондовом рынке акции высокодоходных отраслей, приносящие большие дивиденды, поднимаются в цене. К владельцам предприятий данных отраслей притекает дополнительный капитал, позволяя высокодоходным отраслям расширяться. С другой стороны, акции предприятий низкодоходных отраслей, приносящие все меньше дивидендов, не обеспечивают прежнего притока капитала для данных отраслей.

Другим механизмом внутреннего равновесия между отраслями в частной рыночной экономике является банковское кредитование. Банки предоставляют денежные средства предприятиям разных отраслей под определенный процент на условиях возвратности. Деньги на этом рынке покупаются и продаются по рыночной цене. Никакие другие, нерыночные критерии, не имеют значение. Иначе банки прогорают и разоряются. В условиях частного банковского кредитования кредитными средствами в состоянии пользоваться владельцы высокодоходных отраслей, возможности остальных ограничиваются. Таким образом, частное банковское кредитование способствует переливу капитала из одних отраслей в другие, обеспечивая внутреннее равновесие в частной рыночной экономике.

Владельцу частного предприятия в рыночной экономике присущ мощный стимул к развитию собственного бизнеса. Не имея никаких подпорок в виде «подарков» сверху или «изъятий» от соседа, приходится рассчитывать только на себя и добиваться успехов только за счет своих усилий. Конкурентный рынок вынуждает частного собственника значительную часть полученной прибыли направлять на развитие своего бизнеса, то есть на накопление. Стимул к высокой норме накопления, присущий частному собственнику в конкурентной рыночной экономике, таким образом, способствует развитию каждого отдельного бизнеса и всей экономики.

Другой экономической модели, государственной административной, также держащейся на плаву десятилетиями на советском и постсоветском пространстве также свойственно внутреннее равновесие и развитие. Но механизмы, в отличие от межотраслевой конкуренции и высокой нормы накопления частного собственника в рыночной экономике, здесь иные.

В государственной административной экономике межотраслевая конкуренция также происходит, но в своеобразных формах и с помощью других механизмов. В отсутствии фондового рынка и частного банковского кредитования, доступ к ресурсам, денежным и материальным, обеспечивается за счет давления на власть со стороны тех или иных отраслевых лобби. В определенный период власть, распределяющая ресурсы, оказывается под влиянием той или иной отраслевой лоббистской структуры. В результате государственные ресурсы перетекают в пользу определенной отрасли. Через какое-то время другие отрасли объединяют свои усилия в лоббистской деятельности и добиваются приоритетности предоставления ресурсов уже в свою пользу, оттесняя на задний план недавнего победителя.

Традиционно наиболее крупными и мощными лоббистскими структурами, конкурирующими за распределение государственного бюджета в советские и постсоветские времена, являются представители военно-промышленного и гражданского блока. Цикличность политики — от модернизации к военной напряженности — отражает противостояние силового блока с отраслевиками в конкурентной борьбе за государственные ресурсы.

Развитие в данной экономической модели, где отсутствует частная собственность и конкурентный рынок, имеет также своеобразный механизм, стимулирующий руководителей предприятий к накоплению. Здесь, руководитель предприятия, всего лишь распоряжающийся ресурсами, не заинтересован к высокой норме накопления прибыли. Его статус в иерархической системе зависит не от эффективности собственного предприятия, а от доступа к ресурсам, распределяемым властью. Его вся жизненная энергия направляется не на развитие собственного предприятия и соответствующего использования прибыли, а на лоббистские усилия в коридорах власти. В отсутствии административного и репрессивного контроля в такой экономической модели норма накопления была бы минимальной. Именно данный механизм стимулирует руководителей предприятий к целевому использованию прибыли, на развитие и накопление. Цикличность репрессивной политики — от ослабления к усилению — является отражением действенности встроенного в данную модель механизма развития.

Понимая, таким образом, внутренние механизмы равновесия и развития в государственной административной экономике, можно предположить, что участившиеся случаи обнародования коррупционных сделок с участием представителей силового блока, свидетельствуют об изменении расстановки сил во власти. А именно — об укреплении позиции отраслевиков, консолидирующих усилия в конкуренции за государственные ресурсы и заинтересованных в ослаблении силовых методов регулирования экономики.