Президент США Дональд Трамп использует экономические санкции в качестве политического оружия. В истории США ещё никогда экономические санкции не применялись так систематически. Более того, под санкции США попадает всё большее количество государств.
В отношении Венесуэлы Трамп подписал указ об ужесточении санкций 21 мая 2018 года. По мнению Трампа, выборы в Венесуэле 20 мая прошли с масштабными нарушениями. Американские граждане и компании впредь не могут покупать венесуэльские активы. Это третий раунд санкций, которые администрация Трампа ввела против Венесуэлы. В 2017 году финансовые санкции вводили «запрет на сделки с новыми долговыми обязательствами и ценными бумагами, выпущенными правительством Венесуэлы и её государственной нефтяной компанией».
25 сентября 2018 США объявили о новых санкциях против супруги главы государства Николаса Мадуро Силии Флорес, вице-президента, министра обороны, министра связи и информации, исполнительного вице-президента.
В феврале 2018 США ввели самые масштабные санкции против Северной Кореи, нацеленные на более чем 50 судоходных компаний и судов. Режим в КНДР находится под санкциями из-за разработки ядерного оружия и средств его доставки. В 2017 году США уже расширяли экономические санкции с целью сокращения притока средств в КНДР, направленных на развитие ракетной и ядерной программ.
В начала августа 2018 года Совет Безопасности ООН выпустил доклад о том, что КНДР не остановила разработку ядерной и ракетной программ, несмотря на то что Ким Чен Ын на встрече с Дональдом Трампом подписал соглашение о денуклеаризации Корейского полуострова.
Американская администрация в санкционный список включила лица и организации, связанные с КНДР. В список попали российская компания «Профинет» и её генеральный директор, российский банк «Агросоюз», китайская фирма Dalian Sun Moon Star International Logistics Trading Co., компания SINSMS, зарегистрированная в Сингапуре. Подобные меры были введены в связи с нарушением экономического эмбарго в отношении КНДР, а также содействием незаконным морским поставкам. В августе этого года в список также были внесены три российских компании, шесть судов и два гражданина России. В сентябре США обвинили Россию в систематических нарушениях санкционного режима в КНДР. За 2018 год зафиксировано около 148 случаев незаконной поставки нефтепродуктов КНДР, по мнению представителей США.
В продолжение темы отношений с Россией, 27 августа 2018 года вступили в силу экономические санкции США против России, обвиняемой в отравлении экс-полковника Главного разведывательного управления России Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, которые были обнаружены без сознания 4 марта в городе Солсбери на юге Англии. США обещают значительно ужесточить санкции, если в течение девяноста дней Россия не предоставит гарантии того, что больше не будет применять химическое оружие.
Санкции против России были введены ещё при администрации Обамы в связи с действиями России в Украине. В 2017 году Трамп ввёл ряд новых санкций, среди которых следует выделить противодействие США сооружению газопровода «Северный поток-2», так как, по мнению представителей США, он «оказывает вредное воздействие на энергетическую безопасность Евросоюза, развитие газового рынка в Центральной и Восточной Европе и реформы в Украине в сфере энергетики». Также, в интересах национальной безопасности, США внесли в санкционный список ряд лиц, российских предприятий и организаций. В списке есть те, кого Вашингтон обвиняет во вмешательстве в американские президентские выборы 2016 года. Другие санкции введены из-за кибератак России против США.
Следует обратить внимание на санкции против российских бизнесменов и чиновников, входящих в окружение Владимира Путина. И Вашингтон грозится ввести новые санкции подобного рода.
Интересно, что многие санкции вводятся не из-за конкретного нарушения, а из-за общей политики России, например, аннексии Крыма, «попыток подорвать западную демократию» и поддержки сирийского режима.
В 2017 году Конгресс США принял закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Он предусматривает сокращение рыночного финансирования российских банков и нефтегазовых компаний. Такой закон был принят против России, Ирана и Северной Кореи. В сентябре 2018 года на основании этого закона в санкционный список добавлены 33 российских гражданина и компании, связанных со сферой обороны или разведывательными службами России.
Иностранные граждане и компании, сотрудничающие с представителями этого списка, также подвергаются санкциям. Под них попало китайское оборонное ведомство, которое проводило сделки с Россией, а именно сделки по передаче Россией Китаю зенитно-ракетного комплекса С-400 и боевых самолетов Су-35.
В отношении товаров из Китая санкции США вступили в силу 24 сентября 2018 года. Китайские товары, прибывающие на территорию США, будут подвергаться 10-процентным таможенным пошлинам, а с 2019 года — 25-процентным. Обвинения в отношении Китая касаются нечестного ведения торговли, а также кражи интеллектуальной собственности США. Китай пообещал пойти на ответный удар, облагая налогом различные товары или услуги, произведённые в США.
Ещё в июле и августе 2018 года США и Китай ввели взаимные таможенные пошлины на товары. Торговое ведомство Китая обвиняет Вашингтон в развязывании торговой войны. В то же время, госсекретарь США Майк Помпео 23 сентября выразил уверенность в победе Вашингтона в торговом конфликте с Пекином.
Это своего рода демонстрация новой американской экономической линии Трампа: протекционизма.
8 мая 2018 года США объявили о выходе из соглашения по ядерной программе Ирана (Совместный всеобъемлющий план действий, СВПД). Вскоре США возобновили санкции, которые были приостановлены в 2015 году в рамках этого соглашения. Санкции касаются иранских компаний и иностранных фирм, которые ведут бизнес с Ираном. Продажа и поставка продукции и услуг в Иран, связанных с иранским автомобильным сектором, финансовыми операциями с иранской валютой риал, запрещены. Иран не может приобретать американскую валюту, торговать золотом и другими драгоценными металлами. Уже в ноябре США возобновят санкции и в отношении энергетического сектора Ирана.
«Любой, кто ведёт бизнес с Ираном, не будет вести дела с Соединёнными Штатами», — заявил Трамп. В результате, чтобы избежать закрытия американского рынка, крупные компании, такие как French Total, объявили, что прекращают свою деятельность в Иране. Американский экономист Стив Хэнк выразил мнение о том, что «новые санкции Вашингтона ставят экономику Ирана „на грань выживания“».
Для Турции спор возник в связи с тюремным заключением пастора США Эндрю Брансона, арестованного почти два года назад, так как президент Эрдоган подозревал, что он участвовал в попытке государственного переворота. «Я не буду делать никаких уступок», — сказал Трамп, решив удвоить налоги на турецкую сталь и алюминий. Турецкая валюта уже потеряла половину своей стоимости с начала года.
Даже соседи США, Канада и Мексика, вынуждены пересматривать Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) из-за недовольства Трампа. А страны ЕС косвенно попадают под санкции, в частности из-за своих компаний в Иране.
Трамп навязывает политику санкций вне зависимости от того, является ли страна противником или союзником. Однако такая политика вряд ли является демонстрацией силы, скорее это испытание пределов этой силы.
«Масшатбное введение санкций отражает отсутствие всеобъемлющей стратегии государственного департамента США. Это инструмент внешней политики, когда внешняя политика отсутствует», — считает Николь Башаран, политолог, специализирующийся на американской дипломатии.
С приходом к власти администрации Трампа, США также вышли из ряда многосторонних соглашений и некоторых международных организаций.
В январе 2017 года это был выход из Транстихоокеанского партнёрства (ТТП). Трамп посчитал, что ТТП создавало ряд выгод для конкурентов США и что можно заключить более выгодное для США соглашение по ТТП.
Как уже было отмечено ранее, Трамп настаивает на пересмотре НАФТА, но также учитывает возможность заключить соглашения с Канадой и Мексикой на двусторонней основе.
Следующим шагом стало заявление Трампа о выходе из Парижского соглашения по климату. «Это соглашение — не столько о климате, сколько о том, что другие страны получают преимущество за счёт Соединённых Штатов», — сказал Трамп. Вашингтон намеревается начать новые переговоры о заключении соглашения по климату на своих условиях.
Важным пунктом Парижского соглашения является сокращение выбросов углекислого газа. На США приходится около 15% выбросов углекислого газа. Более того, США финансировали проекты по борьбе с изменением климата в развивающихся странах. Следовательно, достичь многих целей соглашения без США мировому сообществу будет сложнее.
По инициативе Трампа, США также вышли из Организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Совета ООН по правам человека, международного договора о миграции. Трамп пригрозил выходом США из Всемирной торговой организации (ВТО), отказался признавать легитимность Международного уголовного суда в Гааге, подверг критике «Большую семёрку» и НАТО, сократил долю США в финансировании структур ООН.
Склонность Вашингтона к выходу из международных институтов включает в себя несколько сложностей. Например, риск таких решений может дестабилизировать дружественные правительства, препятствовать международным гуманитарным усилиям и создавать политический хаос. Но являются ли такие выходы возможными или приемлемыми с юридической точки зрения, также остаётся частью вопроса.
Подобные действия ставят под сомнение лидерство США на мировой арене. Трамп отказывается использовать инструменты «мягкой силы», отдавая тем самым преимущество соперникам. Выход из многосторонних соглашений во многом объясняется тем, что американский президент изначально выбрал стратегию двустороннего формата взаимодействия с другими государствами. В то же время, своими решениями Трамп лишает США участия в глобальном диалоге.