Поскольку Всемирная торговая организация стремится действовать под поверхностью основанной на правилах глобальной торговой системы, люди легко забывают о незаменимой роли, которую она играет. Но теперь, когда администрация Трампа ведет тихую войну с институтом, международное сообщество должно принимать ВТО как само собой разумеющуюся.

Спустя десять лет после крушения американского инвестиционного банка Lehman Brothers мы знаем, что многосторонние действия имели решающее значение для предотвращения так называемой Великой рецессии, которая могла стать еще более масштабной. Тогда это касалось глобальной финансовой системы. Сегодня под угрозой находится глобальная торговая система.

Последние 70 лет взаимосвязанные многосторонние действия хорошо служили миру. К чести Соединенных Штаты, они не прибегали к возмездию и репарациям после Второй мировой войны. Вместо этого они способствовали созданию трех основных экономических институтов — Международного валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ранее Генерального соглашения по тарифам и торговле, или ГАТТ), которые легли в основу международного экономического порядка, который все еще действует сегодня.

Каждое из этих учреждений внесло значительный вклад в глобальный экономический рост, и более всего — ВТО. В связи с расширением открытой многосторонней торговой системы в рамках ГАТТ / ВТО торговля со времен Второй мировой войны росла в 1,5 раза быстрее, чем мировой ВВП.

Хотя сегодня многостороннее сотрудничество не менее важно, чем в послевоенный период, угрозы в адрес ВТО растут. Главными из них являются продолжающиеся атаки администрации президента США Дональда Трампа, которая пытается подорвать букву и дух этого института.

В начале финансового кризиса десять лет назад многие опасались, что страны установят новые торговые барьеры, потому что именно это произошло в 1930-х годах, как и во время последующих послевоенных спадов. Но торговых ограничений в основном избегали, поскольку ВТО и G20 вышли на путь содействия многостороннему сотрудничеству. Глобальный объем торговли снижался не так сильно, как мог бы, и к 2011 году он достиг своего докризисного уровня.

164 страны-члена ВТО обязались поддерживать открытую многостороннюю систему, а также общие правила и процедуры, призванные помочь этой системе развиваться. Эти правила означают для международной торговли то же самое, что и внутренние коммерческие кодексы для контрактов и сделок между сторонами в рамках данной юрисдикции.

В соответствии с правилами ВТО международные торговые организации подчиняются тем же национальным нормам, что и отечественные фирмы, а трейдеры имеют те же права, что и граждане в национальных судах. Правительства не могут дискриминировать других членов ВТО (это означает, что преимущество для одного торгового партнера должно быть распространено на всех). Тарифы разрешены только при определенных обстоятельствах. И предполагаемые нарушения правил относятся к Органу урегулирования споров ВТО.

Гарантии того, что торговые фирмы получат справедливый регулятивный и судебный режим от правительств государств-членов, имеют важное значение; и принцип недискриминации является принципом глобальной торговой системы с момента ее создания. Именно эти положения делают систему поистине многосторонней.

В рамках ВТО принцип наибольшего благоприятствования (MFN) позволяет проводить многосторонние торговые переговоры между равным контрагентами. Благодаря таким переговорам средний тариф на промышленные товары среди стран с развитой экономикой был снижен с более чем 40% в конце 1940-х годов до примерно 4% на сегодняшний день, что очень выгодно для всех членов.

Механизм разрешения споров ВТО (DSM) также имеет жизненно важное значение для глобальной торговли. Когда власти страны считают, что торговый партнер нарушает взаимосогласованные правила, они могут обратиться в ВТО. Затем арбитражные комиссии ВТО будут рассматривать аргументы с каждой стороны и при необходимости введут штрафные санкции. Со своей стороны США выиграли более 90% возбужденных ими дел по урегулированию споров.

Подобно пружине механических часов, ВТО функционирует как внутренняя структура глобальной торговой системы. Его не видно, но абсолютно необходимо, чтобы механизм функционировал.

И все же, несмотря на жизненно важное значение ВТО, она слабеет. Самая непосредственная угроза — для механизма разрешения споров. По крайней мере, три арбитражных судьи необходимы для апелляции, но администрация Трампа блокирует всех номинантов, чтобы заменить тех, чьи сроки истекают. При отсутствии кворума дела об апелляциях не могут быть рассмотрены, и некоторые страны могут начать безнаказанно нарушать правила ВТО.

Еще одной серьезной угрозой для структуры ВТО является использование администрацией Трампа положения о национальной безопасности для оправдания дискриминационных тарифов на импортируемую сталь и алюминий. Очевидно, что США не сталкиваются с реальной угрозой национальной безопасности со стороны таких союзников, как Канада или Япония. Что означает, что американские тарифы, безусловно, являются нарушением духа — и, вероятно, также буквы — правил ВТО.

Тарифы США уже подорвали глобальный рост и ослабили ВТО. В мире трансграничных цепей поставок и растущей взаимосвязанности, ненужные перебои в торговле железом и сталью приведет к сокращению производства не только в странах-экспортерах, но и в США. И вероятность того, что другие страны примут ответные меры, делает ситуацию все более опасной.

В любом случае, дискриминационные тарифы почти наверняка не смогут достичь заявленной Трампом цели: сокращения двусторонних торговых дисбалансов США. Сальдо текущего счета любой страны представляет собой разницу между ее внутренними сбережениями (государственными и частными) и внутренними инвестициями. Если сбережения не увеличатся или инвестиции не сократятся, разрыв текущего счета не может быть сокращен.

Любые попытки подорвать международную торговлю — ведущий двигатель глобального экономического роста после окончания Второй мировой войны — неизбежно повлекут за собой высокие издержки для всех, включая представителей рабочего класса — политической базы Трампа. Международное сообщество за пределами США должно противостоять Трампу и подтвердить принципы открытой многосторонней системы — пока не стало слишком поздно.

Источник: Project-syndicate

Перевод: Наше мнение