Об этом написали очень многие коллеги, но мы остановимся лишь на некоторых публикациях. И начнем с газеты «Свободные новости плюс», которая пишет, что драматическая история с белорусской девочкой Викой Мороз, оставленной в Италии, приобрела характер международного политического скандала. В ней сплелись политика, государственные амбиции, международное право, разное представление о гуманизме, судьба ребенка.

Формально в этом конфликте правота на стороне белорусского государства. Ребенок — не игрушка, его нельзя просто так взять и оставить у себя. Для усыновления во всем мире существуют правила и процедуры. Семья, которая взяла ребенка, берет на себя определенные обязательства, закрепленные в соответствующем документе, а за его дальнейшей судьбой осуществляется определенный контроль.

Газета спрашивает: казалось бы, почему итальянской семье, спрятавшей Вику, не усыновить ребенка законным путем? И сама отвечает, что в этой ситуации невозможно разобраться вне политического контекста. Дело в том, что в ноябре 2004 года, выступая на церемонии подписания итогов только что прошедшего референдума, А. Лукашенко провозгласил новый подход к контактам белорусов с западными государствами, который чем-то напоминает советские времена. Чтобы оградить наших граждан от чуждых идей, он потребовал создать новые барьеры для коммуникации с Западом. Президент высказался негативно по поводу вывоза детей на оздоровление в европейские государства. И объяснил это чисто идеологическими причинами. Оказывается, дети там приучаются к западным ценностям, «потребительскому образу жизни». В переводе на русский язык это означает, что они начинают сравнивать жизнь там и здесь и приходят к очень неприятным для наших властей открытиям, их уже не устраивает потребление на уровне «чарки и шкварки».

То что, именно в этом и состоит суть государственной политики весьма наглядно продемонстрировано РИА «Новости». Вдумайтесь, с 2004 года в итальянские семьи переданы на усыновление только меньше 20 детей! Это из десяти тысяч. Честно говоря, лично мне грустно от того, что министр образования РБ В.Радьков подобным гордится.

Государственное информационное агентство БЕЛТА среди прочих констатирует: «Вика Мороз возвращена в Беларусь. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил Чрезвычайный и Полномочный посол Беларуси в Италии Алексей Скрипко.

Посол подчеркнул: «Мы действовали в точном соответствии с буквой и духом закона, при полном сотрудничестве с судом по делам несовершеннолетних Генуи и правоохранительных органов Италии… Решение о ее возвращении на родину было принято после того, как врачи дали заключение о том, что она в состоянии перенести поездку… Причем Генуэзский суд по делам несовершеннолетних порекомендовал нам сделать это в максимально сжатые сроки, так как пребывание Вики в итальянском приюте, без какой-либо определенности, мешало ее психологической реабилитации», — сказал Алексей Скрипко.

Газета «Наша ніва» тоже со ссылкой на Скрипко подчеркивает — ребенка вернули в Беларусь ночью.

БДГ-online передает комментарий к ситуации Александра Милинкевича. Лидер объединенных демократических сил Беларуси считает, что конфликт вокруг белорусской девочки носит «пропагандистский характер». «Власть очень заинтересована, чтобы показать себя, какая она справедливая и заботится о своих людях, а на Западе да и внутри хватает врагов», — говорит Милинкевич.

Газета «Салідарнасць» подчеркивает, что «белорусские чиновники продолжают делать с Викой Мороз то, что делали супруги Борначин в течение трех недель в Италии — скрывать от людских глаз. Мотив итальянской четы — спасти девочку от рук Минска, в которые она так не хотела идти под угрозой самоубийства. Мотив местных властных авторитетов — оградить несчастную девочку от неудобных для них вопросов.

Отсутствие проверенной информации порождает массу самых разных слухов. Массированная идеологическая обработка — едва ли не самый безобидный из них. Психологу Лауре Батталья, которая сейчас работает с девочкой, пришлось оправдываться в ответ на обвинения итальянских СМИ, что Вике давали успокоительные, перед тем как отправить в Минск. «Ничего, кроме бутылочки „Кока-колы“, — заявила она в телефонном разговоре с представителем Генуэзского суда по делам несовершеннолетних».

Салiдарнасць также сообщает, что департамент по гуманитарной деятельности управления делами президента заявил о «возобновлении согласования организованных групп детей, воспитывающихся в семьях, для выезда на оздоровление в Италию». Решение принято по итогам совещания «заинтересованных государственных органов».

Условие согласования — «предоставление в адрес руководителя белорусской направляющей организации гарантий итальянских принимающих семей, заверенных органами муниципальной власти по их месту жительства, о безусловном возвращении в Республику Беларусь ребенка после окончания установленных сроков оздоровления, о соблюдении его законных прав и интересов, а также об отсутствии намерений семьи по его усыновлению или установлению над ним опеки во время пребывания на оздоровлении».

На этом же акцентирует внимание Радио Свабода, а также отмечает, что итальянские СМИ считают: в случае с Викой Мороз были спасены дела авиакомпании «Белавиа», которая благодаря существующему ныне положению ежегодно перевозит в Италию десятки тысяч пассажиров. Если бы конфликт не удалось разрешить, на подобные полеты наложили бы запрет.

«Белорусские новости» отмечают: на консилиуме, который прошел в понедельник, 2 октября, итальянские специалисты высказались за то, что в интересах Вики Мороз, которая сейчас проходит реабилитацию, пока не иметь контактов с семьей Джусто-Борначин. Об этом сообщила заместитель министра образования Беларуси Татьяна Ковалева. По информации замминистра, Вика проходит реабилитацию в социально-педагогическом заведении. Возвращать ее в Вилейку, в школу-интернат, пока не планируется, подчеркнула Т.Ковалева. В дальнейшем девочку могут отправить в заведение семейного типа «SOS — Детская деревня». «Пока мы точно не знаем, — сказала Т.Ковалева. — Понятно, что для девочки будет найдена какая-то приемлемая форма».

Любопытно, что, как отмечает «Телеграф», сама семья после того, как ребенок был найден, заявила о готовности передать девочку белорусским властям. «Я только надеюсь, что ей не придется расплачиваться за то, что она сказала правду, и что ей никто не помешает по-прежнему приезжать к своим итальянским родителям хотя бы на несколько месяцев в году», — выказала надежду Мария Кьяра Джусто- Борначин.

Не станем занимать чью-то позицию. Отметим только, что писателю Ф. М. Достоевскому, который так высоко ценил каждую детскую слезу, история с Викой, наверняка бы, не понравилась.