22-23 марта Александр Лукашенко совершает официальный визит в Грузию. Программой визита предусмотрен ряд встреч, в том числе официальные переговоры с грузинским коллегой Гиоргием Маргвелашвили. С учетом, мягко говоря, непростых отношений между Тбилиси и Москвой можно ли расценивать эту поездку как своеобразный вызов Кремлю, тем более на фоне только что прошедших президентских выборов в России?
Визиты на таком уровне готовятся, как правило, в течение длительного времени, поэтому напрямую связывать данное событие с прошедшей в России электоральной кампанией не слишком оправданно. Тем более, что, согласно официальной информации, в основе белорусско-грузинских переговоров лежит рассмотрение текущего состояния и перспектив развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
Следует отметить, что в последние годы отношения между Беларусью и Грузией в этом плане действительно демонстрируют неплохие тенденции. Так, в прошлом году взаимный товарооборот вырос на 26,5%, достигнув 93,5 миллионов долларов при положительном для нашей страны сальдо в 54 млн. Для сравнения: с вроде бы гораздо более близким партнером из того же региона, членом ЕАЭС и ОДКБ Арменией, те же показатели составили всего, соответственно, 42,7 и 26,3 млн.
Напомним, что в 2007 году на встрече с тогдашним министром внутренних дел Грузии Иване Мерабишвили Александр Лукашенко высказал пожелание довести объем взаимной торговли до 100 млн. Тем самым можно отметить, что в конечном счете поставленная цель была достигнута. Не быстро, конечно, но этого не удалось добиться на многих других аналогичным образом продекларированных направлениях.
Есть, правда, подозрение, что в определенной степени это стало не столько следствием достижений собственно белорусской экономики, сколько результатом политической конъюнктуры. По утверждению президента Новой экономической школы Грузии Пааты Шешелидзе, за непризнание Минском независимости Абхазии и Южной Осетии Грузии приходится покупать белорусские трактора и другую технику, чего в противном случае она бы не делала. Однако поскольку наличие тесной взаимосвязи политики и экономики отрицать невозможно, такой итог в порядке вещей.
Безусловно, не исключена и политическая составляющая визита. При всем формально кардинальном различии взаимоотношений обоих государств с Россией, в нынешней ситуации, когда та откровенно демонстрирует свои имперские настроения, угрозы аннексии, пусть в разной степени, но существуют для всех ее соседей.
К сожалению, серьезных возможностей для оказания Минском и Тбилиси серьезной поддержки друг другу в этой сфере пока не просматривается. Поэтому, хотя расширение белорусско-грузинского сотрудничества можно только приветствовать, говорить о некоем вызове Москве оснований нет.