В декабре 2017 года в белорусских СМИ появилась информация о том, что Данияр Усенов, беглый премьер-министр Кыргызстана, скрывается в Беларуси под именем Даниил Урицкий. В Беларуси Усенов является руководителем ЗАО «Белорусская национальная биотехнологическая корпорация» (БНБК). В самом Кыргызстане Усенов приговорен к пожизненному заключение за превышение должностных полномочий и соучастие в массовом убийстве демонстрантов в апреле 2010 года в Бишкеке.
Интересным является не только то, что в Беларуси скрывается беглый преступник, но и особенности бизнеса, которым он руководит. Соучредителями БНБК являются российская компания Вирен-инвест, владеющая 15% БНБК, Миноблисполком — 33%, а также две канадские компании: Biotech Agriculture International Inc. и Agro Industries International Inc., владеющие 27% и 25% БНБК соответственно.
Эти две канадские компании являются дочерними компаниями Pregan Foundation — оффшорной компании, зарегистрированной в Панаме, информация о которой всплыла в документах «Панамского архива». Однако, как мы уже утверждали в предыдущих материалах «Нашего Мнения», посвященных исследованиям «Панамского архива», само со себе оффшорное происхождение компании не является свидетельством «преступности» совершаемых ею операций — оффшорная регистрация может использоваться для вполне законной налоговой оптимизации. Тем не менее, оффшорные компании очень часто используются для отмывания преступно нажитых средств и уклонения от уплаты налогов.
Тот факт, что Миноблисполком является совладельцем бизнеса, принадлежащего беглому преступнику, само по себе является удручающим фактом. Однако, с учетом того, что акции БНБК принадлежат также оффшорной компании, не является ли Миноблисполком участником бизнеса, в котором замешаны преступные деньги? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, мы воспользуемся тем же методом, который использовали в предыдущих материалах о беларусах в «Панамском архиве» — будем следовать за связями, возникающими между компаниями.
Странная структура владения
Согласно профилю компании в базе данных «Панамского архива», Pregan Foundation является владельцем 15 других оффшорных компаний. Покупку этих компаний Pregan Foundation осуществила практически одновременно, 5 и 9 ноября 2015 года. Владельцами каждой из этих пятнадцати компаний являлись безымянные акционеры, являющиеся держателями «акций на предъявителя» (the bearers). Акции на предъявителя являются распространенным способом сокрытия истинного владельца компании, поскольку их выпуск не требует обозначения имени акционера, а фактическим владельцем акций является любое лицо, которое в данный момент физически владеет акциями.
Таким образом, в отношении Pregan Foundation мы имеем классическую структуру владения, использующуюся для отмывания денег. Каждой из купленных компаний владели два акционера с акциями на предъявителя, компаний достаточно много, и все они были куплены Pregan Foundation практически одновременно. Все это свидетельствует в пользу того, что каждой из этих компаний владели одни и те же два человека, которые, при этом, являются владельцами самой Pregan Foundation. Такое большое количество мелких компаний с безымянными владельцами могли использоваться для «распыления» отмываемых денег для затруднения отслеживания их перемещения, а «сбор» денег в одной точке для последующей легализации был произведен в момент покупки этих компаний Pregan Foundation. Схема владения Pregan Foundation представлена на рисунке ниже.
Рисунок 1. Схема владений компаниями Pregan Foundation и ее акционерами. Для увеличения картинки до полного размера необходимо кликнуть по ней.
Оффшорный юрист
Все 15 компаний, купленных Pregan Foundation, были зарегистрированы с использованием услуг швейцарского юриста Андре Золти (Andre Zolty). Кроме эти 15 компаний Золти также зарегистрировал 895 других оффшорных компаний, фигурирующих в «Панамском архиве».
При этом, по мнению следственных органов различных стран, Золти является юристом, чьей основной деятельностью является регистрация, оформление и сопровождение компаний, использующихся для отмывания денег и уклонения от уплаты налогов. Так, по сообщениям швейцарского издания «Le News», Золти при регистрации компаний многократно использовал подставные документы, чтобы скрыть имена их фактических владельцев. Кроме того, клиенты Золти — Маурисио Коэн Ассор и Леон Коэн Леви — в феврале 2011 года были приговорены судом США к 10 годам тюрьмы за отмывание денег и уклонение от уплаты налогов на сумму более 150 млн долларов США. Государственный обвинитель, при этом, отвел Золти «центральную роль в схеме обмана налоговых органов, которая включала в себя создание, управление и постоянную реорганизацию сети подставных компаний, информация о которых всплыла в „Панамском архиве“.
Другой клиент Золти, гражданин США Джейкоб Острайхер (Jacob Ostreicher), был приговорен в Боливии к 10 месяцам тюрьмы за отмывание денег, полученных от продажи наркотиков. Сам Золти, при этом, оказался под следствием в Швейцарии за возможное содействие в отмывании этих денег. Кроме того, расследование канадской газеты TorontoStar показало, что Золти многократно платил деньги третьим лицам за подписи на регистрационных документах оффшорных фирм. Эти лица, при этом, никак не участвовали в управлении компаниями — подписи использовались исключительно для создания подставных документов, целью которых было сокрытие истинных бенефициаров оффшорных компаний.
«Санкционный» директор
Согласно Квебекскому регистру компаний, дочерние компании Pregan Foundation, владеющие долей в БНБК, зарегистрированы в Монреале по одному и тому же адресу, зарегистрированы в один день (17 февраля 2016) года, а их директором является одно и то же лицо — некая Реаль Беальню (Rheal Beaulne). Сама по себе такая форма собственности является подозрительной: разделение компании на несколько юридических лиц, имеющих идентичное руководство, как уже упоминалось выше, часто используется для отмывания средств. Более примечательным, однако, является то, что по сообщениям канадской газеты MontrealGazette Реаль Беальню является директором большого числа других компаний, часть из которых включена в санкционный список США за коррупционные сделки по продаже нефти и бриллиантов, добытых в Демократической Республике Конго. Сама же Беальню является скорее номинальным директором, присутствие которого на менеджерской позиции призвано скрыть истинных бенефициаров возглавляемых ею компаний.
Заключение
Как показано выше, существует достаточно высокая вероятность того, что канадские компании, владеющие долей в БНБК совместно с белорусскими властями, фактически используются для отмывания денег. На это указывает структура собственности оффшорной-компании владельца, напоминающая распределенную сеть, очевидная связь регистрационного юриста с деятельностью по легализации преступно нажитых средств и уклонения от выплаты налогов, а также номинальный канадский директор, связанный с компаниями, замешанными в коррупционных сделках.
Несомненно, приведенные выше аргументы не являются доказательствами — для полной картины необходимо отслеживание регистрационных документов и движения финансов («Панамский архив» предоставляет такую информацию только по отдельному запросу), однако, участие Biotech Agriculture International Inc. и Agro Industries International Inc. в одном проекте совместно с Миноблисполкомом является крайне волнующим фактом.