06 февраля 2018 г. президент Александр Лукашенко сделал ряд громких кадровых перестановок в ведущих государственных СМИ. В частности, председатель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько, совсем недавно — 19 января 2018 г. — избранный председателем РОО «Белая Русь», получил возможность полностью сконцентрироваться на работе в возглавляемом им общественном объединении.
Освобождая Г. Давыдько, П. Якубовича и Ю. Козиятко от их должностей в госСМИ, А. Г. Лукашенко поспеши подчеркнуть, что эти отставки ни в коем разе нельзя воспринимать как опалу, а опыт этих людей можно и нужно использовать в других сферах.
А относительно РОО «Белая Русь» президент подчеркнул, что это «самодостаточное общественное объединение, насколько я информирован. У них достаточно членских взносов для того, чтобы содержать себя и проводить благотворительную работу».
Безусловно, подобного рода заявления, вкупе с интригами вокруг недавно прошедшего в январе 2018 г. III съезда РОО «Белая Русь» вновь актуализирует дискуссии о статусе и будущем этого объединения в политической жизни страны.
Надо отметить, что освобожденный характер должности председателя РОО «Белая Русь» — нормальная практика для этой организации. Предыдущий руководитель — А. М. Радьков — не занимал других должностей с 2015 г., а сам факт того, что лидер объединения не занимает других должностей в системе государственного управления стал ярким признаком маргинального положения РОО «Белая Русь» на политической арене республики. По итогам III съезда, когда сторонникам преобразования объединения не удалось пролоббировать решение о преобразование его в партию, перспективы «Белой Руси» (и самого Г. Давыдько на должности председателя Белтелерадиокомпании) мало у кого вызывали сомнения.
Понятно, что кадровые решения президента были направлены на укрепление государственных СМИ, а не на кадровый потенциал «Белой Руси» или общественного совета при МВД. Крайне любопытной представляется озвученная А. Г. Лукашенко информация о фактической финансовой независимости объединения. Ведь хроническая зависимость от бюджетных субсидий и невысокий уровень членских взносов (несмотря на постулируемую массовость и огромную общественную поддержку) всегда были ахиллесовой пятой белорусских ГоНГО и предметом критики со стороны других общественных организаций. Естественно, никакого открытого (даже для рядовых членов) финансового отчета ни первички, ни тем более, руководство всего объединения не представляет.
Так, членские взносы в РОО «Белая Русь» составляют 0,3% месячного дохода члена (ст. 60 Устава). Предположим, что большинство членов объединения живет либо на зарплату, либо не желает афишировать другие (незарплатные) доходы перед руководством первички. В январе–декабре 2017 г. начисленная среднемесячная зарплата в Беларуси, согласно данным Белстата, составила BYN815,2. Учитывая тот факт, что в составе РОО «Белая Русь» немало руководителей, предположим, что начисленная среднемесячная зарплата члена объединения в январе–декабре 2017 г. была на 30% выше, то есть, BYN1059,76. Количество членов — около 171 тыс. человек. Таким образом, месячный фонд организации от членских взносов BYN543 656,88 в месяц — то есть BYN6 523 882,56 (около USD 3,3 млн) в год. Сумма, не сопоставимая даже с бюджетом Белтелерадиокомпании (правда, и контроля с необходимыми расходами меньше — все-таки общественное объединение, да и ежедневно продукт создавать не надо).
Дополнительным утешением для Г. Давыдько стало то, что пожелание А. Г. Лукашенко включить его в состав Совета Республики было оперативно исполнено — 8 февраля нынешний лидер «Белой Руси» стал сенатором. Впрочем, это своего рода компенсация лично для Г. Давыдько — надо было «поднять его статус», а не статус возглавляемого им объединения.
Кроме того, согласно Уставу, имеются доходы от чтения лекций, проведения семинаров, выставок, издательской деятельности, от предпринимательской деятельности и др. Указанная сумма сравнима с финансированием ОО «БРСМ» в 2017 г. (около BYN6,2 млн). Содержание Национального собрания обходится государству гораздо дороже — около BYN14,8 млн в 2017 г. Так что вряд ли можно считать располагаемую РОО «Белая Русь» сумму значимой. Другое дело, что у объединения есть колоссальный резерв — ресурсы тех организаций, руководители которых входят в «Белую Русь» и, «все понимая», не жалеют деньги и другие ресурсы своих организаций на мероприятия, проводимые под эгидой объединения.
Однако, примечательно, на что, по мнению А. Лукашенко, денег «Белой Руси» должно хватать — «содержать себя и на благотворительность». Это нормально для маргинализированного общественного объединения, но очень мало для партии власти.
Я уже останавливался на том, почему при объективном запросе на создании в Беларуси партийной системы, этот запрос не будет удовлетворен, так как не находит отклика у главного архитектора белорусской политической системы — А. Лукашенко. Еще более невероятным представляется то, что если президент и пойдет на такой шаг, то в эту партию будет преобразована именно «Белая Русь».
Заявление о финансовой самодостаточности «Белой Руси» А. Г. Лукашенко сделал не случайно — он четко указал РОО его место: быть «теплым» местечком для номенклатуры и заниматься «благотворительностью». Политическая роль организации остается весьма незначительной.