Растет осознание важности общественной поддержки для силовых ведомств Беларуси. Но далеко не все из них демонстрируют способность такой поддержкой заручиться.
На минувшей неделе КГБ Беларуси отмечал свой 100-летний юбилей. В интервью СМИ глава имеющего весьма амбивалентную репутацию ведомства Валерий Вакульчик попытался очеловечить образ спецслужбы, уделив много внимания характеристикам (исключительно положительным) своих подчиненных. Предоставлена достаточно обширная информация о результатах и текущих условиях деятельности КГБ, что необычно. Особо было подчеркнуто, что в последние три года в результате деятельности борьбы спецслужбы с экономическими преступлениями в государственный бюджет было возвращено больше денег, чем потрачено на содержание Комитета.
В условиях экономического кризиса возрастает конкуренция за долю сжимающегося бюджетного «пирога». Закрытость спецслужб начинает играть против них: налогоплательщики не склонны одобрять траты на их содержание, так как не осознают характер и значение их деятельности. Информация о «самоокупаемости» КГБ имеет целью снизить возможное общественное недовольство растущими расходами на его содержание.
В преддверии юбилея на сайте КГБ был размещен виртуальный гид по музею ведомства. Из экспозиции следует, что спецслужба усматривает свои корни гораздо раньше образования СССР: начиная с 11 века и далее в эпоху существования Великого Княжества Литовского. КГБ стремится опровергнуть обвинения в недостаточной патриотичности из-за излишне тесных связей с российскими спецслужбами.
Одновременно действия Минобороны ведут к ещё большей утрате доверия к ведомству со стороны общественности. После того, как стало известно о вопиющих фактах нарушения законности в армейской среде, военному ведомству были переданы общественные предложения по исправлению ситуации. Которые Минобороны в традиционной для себя хамской манере отвергло, назвав «непрофессиональными». При том, что предложения базируются на опыте европейских и постсоветских стран, часть из них были продублированы Александром Лукашенко и уже исполняются (расширение возможности для солдат срочной службы поддерживать коммуникацию с семьями).
Доктринальные документы последних лет в области национальной безопасности в качестве опасности отмечают снижение уровня патриотизма в обществе. Т.е. отчужденность общества от силовых структур, неудовлетворительный уровень готовности граждан к защите государства. Очевидно, перед силовиками стоит задача нарастить уровень доверия и общественной поддержки. Как видно на примере Минобороны, далеко не каждое силовое ведомство способно достичь поставленных задач. А значит, с учетом важности информационной работы, в руководстве «отстающих» силовых структур кадровые перестановки практически неизбежны.