11 ноября «Белэнерго» выпустило информационный бюллетень, в котором провело сравнение тарифов на электричество в Беларуси и в ряде соседних стран, а также в крупных странах Евросоюза. Согласно данным «Белэнерго» — это был один из основных информационных посылов бюллетеня — белорусы платят за электричество по одному из самых низких тарифов в Европе.

Сравнительно низкий уровень оплаты тарифов за электричество в Беларуси в сравнении со странами Европы — правда, и здесь нет никакого несоответствия фактам. Однако, такого рода сравнительная статистика, коль скоро она артикулируется государственными органами, регулирующими размер тарифов, требует более детального анализа.

Сам по себе уровень тарифов — не самый главный показатель «дешевизны» и эффективности тарифной политики. Какова динамика изменения тарифов на оплату электричества в Беларуси в сравнении с другими странами? Отличается ли эта динамика для индивидуальных и для промышленных потребителей? И, наконец, анализируя динамику изменения тарифов для населения и для промышленности, можно ли говорить об изменении размера тарифов и отходе от перекрестного субсидирования?

Динамика роста

На графике 1 представлена динамика изменения тарифов на электроэнергию для реального сектора и населения, выраженная в абсолютных числах. Всего за 10 лет тариф на электроэнергию для населения вырос более чем в 5 раз, для реального сектора — более чем в 8. В период с 2006 по 2011 год тарифы для населения и реального сектора росли примерно одинаковыми темпами, а с 2011 года наблюдается значительное ускорение темпов роста тарифов на электроэнергию для реального сектора.

График 1.Динамика стоимости тарифа на электроэнергию, руб. за кВт/ч, максимальный тариф для года, 2006–2016 гг. Для наглядности на графике не учтена деноминация белорусского рубля.

Источник:Белстат.

На графике 2 представлена динамика тарифов для населения и реального сектора в пересчете на центы США. Как видно из графика, тарифы испытывают тенденцию к снижению начиная с 2008 года, однако, если сравнивать с 2006 годом, тарифы претерпели незначительное изменение, и по факту выросли. Тариф для реального сектора вырос на 1.2 цента, тариф для населения — снизился на 0.52 цента.

График 2.Динамика тарифов на электроэнергию, центы за кВт/ч, 2006–2016 гг. Тариф в центах рассчитывался как максимальный тариф за год по отношению к средневзвешенному курсу американского доллара.

Источник:Белстат, НБРБ, собственные расчеты.

Темпы роста и разница тарифов

На графике 3 представлены темпы роста тарифов для реального сектора и населения в рублевом выражении. До 2010 года темпы роста практически совпадают; в 2012 и 2013 году происходят два скачка, и еще один скачок для реального сектора происходит в 2015 году. Среднегодовые темпы роста тарифов в рублевом выражении составили 25,9% и 28,1% для населения и реального сектора соответственно.

График 3.Темпы роста тарифов на электроэнергию в рублевом выражении, год к году (2006 г. = 100%), 2006–2016 гг.

Источник:Белстат, собственные расчеты.

На графике 4 представлены темпы роста тарифов для реального сектора и населения в центах. Как и в случае с темпами роста в рублевом выражении, темпы роста совпадают достаточно продолжительное время — до 2011 года, после чего происходит их резкий рост из-за корректировки курса белорусского рубля по отношению к доллару. Среднегодовые темпы роста тарифов на электроэнергию в центах сильно ниже темпов роста тарифов в рублевом выражении: 5,72% и 3,88% для населения и реального сектора соответственно.

График 4.Темпы роста тарифов на электроэнергию в центах, год к году (2006 г. = 100%), 2006–2016 гг.

Источник:Белстат, собственные расчеты.

На графике 5 представлена динамика разницы тарифов для населения и реального сектора в рублевом выражении и в центах. Разница тарифов в центах испытывает сильные колебания из-за колебаний курса доллара на всем анализируемом периоде. Разница в рублевом выражении испытывает небольшой рост в период с 2006 по 2011 год, после чего также испытывает сильные колебания. При это разница между тарифом для населения и реального сектора выросла и в рублевом выражении, и в центах. Если в 2006 году она составляла 400 рублей и 5.2 цента, то в 2016 году — 1200 рублей и 7 центов.

График 5.Разница в тарифах для населения и реального сектора в рублевом выражении (левая шкалаY) и в центах (правая шкалаY), 2006–2016 гг.

Источник:Белстат, НРБР, собственные расчеты.

Тарифы в европейских странах

На графике 6 представлена усредненная динамика роста тарифов для населения и реального сектора в странах ЕС. Как видно из графика, тарифы не испытывают такого колебания, как в Беларуси, кроме того, тариф для населения значительно выше, чем тариф для реального сектора. Тариф для населения с 2008 года вырос примерно на 5 евроцентов, для реального сектора — на 4 евроцента.

График 6.Динамика тарифов для населения и реального сектора в ЕС в евроцентах, 2008–2016 гг.

Источник:Евростат.

При этом, как видно из графика 7, хотя темпы роста тарифов в странах ЕС также испытывают колебания, из года в год они не так значительны, как колебания тарифов в Беларуси, где в разные годы темпы роста могут достигать более 200%, и падать до почти 60% по отношению к прошлому году.

График 7. Темпы роста тарифов для населения и реального сектора в ЕС в евроцентах, год к году (2008 = 100%), 2008–2016 гг.

Источник:Евростат.

Краткие выводы

Представленная выше сравнительная динамика тарифов на электроэнергию позволяет сделать несколько выводов об изменении тарифной политики на электроэнергию в Беларуси.

1. Тарифы для населения и реального сектора в странах ЕС действительно выше, чем в Беларуси. Однако, сравнение тарифов с утверждением «в Беларуси электричество дешевле всего» некорректно, поскольку необходимо делать поправку на уровень зарплат (которые выше в странах ЕС) и инфляцию (которая ниже в странах ЕС).

2. Несмотря на то, что в этой области необходимы более детальные расчеты, динамика тарифов на электроэнергию в Беларуси демонстрирует, что де-факто отхода от перекрестного субсидирования не происходит. Идеальная ситуация отсутствия перекрестного субсидирования иллюстрируется графиком 6: тариф для населения значительно выше, чем для реального сектора, и рост тарифов для населения происходит быстрее, чем для реального сектора. В свою очередь в Беларуси реальный сектор платит за электроэнергию гораздо больше, чем индивидуальные потребители. При этом разница между тарифом для населения и реального сектора в течение последних лет не уменьшается, а увеличивается, как в рублевом выражении, так и в пересчете на центы.

3. Динамика темпов роста тарифов и тарифов в абсолютном выражении в Беларуси демонстрирует, что у властей так и не сформировано внятной ценовой политики в области электроэнергии. Это хорошо видно из сравнения графиков 3, 4, 6 и 7. Во-первых, тарифы в Беларуси начиная с 2011 года очень сильно «скачут», то увеличиваясь, то уменьшаясь. Во-вторых, несмотря на то, что в странах ЕС темпы роста тарифов также претерпевают сильные колебания, они не такие большие, как в Беларуси. Темпы же роста тарифов в ЕС (в особенности, для реального сектора) в целом являются стабильными, находясь в пределах от 95% до 105%.