Недавно нами в SYMPA/BIPART было подготовлено пособие по поиску нарушений и коррупции в сфере государственных закупок в Беларуси. Для кого оно предназначено и зачем вообще нужно?
Наталья Рябова. Когда мы задумывали сайт www.opentenders.by, мы, конечно, думали о том, кто будет его пользователями. И, по нашим представлениям, это должны быть в первую очередь журналисты, исследователи, а во вторую очередь — малый и средний бизнес, следящий за закупками. Поэтому для удобства первых мы постарались настроить фильтры и систему поиска, которая позволяла бы искать факты различных нарушений — от простых ошибок до подозрительных связей. Нельзя сказать, что все это нам уже удалось — работы еще ведутся. В силу чрезвычайной «грязности» исходных данных (до 80% опубликованных тендеров имеют хоть одну ошибку) адекватная статистика — все еще задача нерешенная. Чистить миллионы записей вручную нереально, а с помощью искусственного интеллекта либо нейросети — дорого и сложно.
Однако, уже на данном этапе возможна плодотворная работа с данными по государственным закупкам. Для того, чтобы обучить тех, кто заинтересован в проведении расследований, мы подготовили данное пособие. Оно не учит пользоваться сайтом, а рассказывает с самого начала, как и где искать данные в Беларуси, как обрабатывать их и переводить в нужный формат. Это, можно сказать, подготовительные работы. Далее начинается ключевой процесс — анализ. В помощь этому этапу в пособии описаны наиболее распространенные случаи нарушений в этой сфере, а также их наиболее распространенные «симптомы». Так можно найти подозрительные взаимосвязи, отследить нарушения на разных этапах проведения госзакупки, точно указать, какие статьи закона нарушены и посмотреть, какая ответственность за это предусмотрена.
Описаны также и готовые «схемы» мошенничества и коррупции — это уже выстроенные алгоритмы действий, включающие в себя, чаще всего, несколько нарушений на разных этапах проведения закупки. Это «фиктивный тендер», который как бы тендер, но на самом деле — прикрытие закупкой заранее организованной договоренности между поставщиком и заказчиком; и «белорусский производитель», где тендер используется только для мимикрии под местного поставщика с целью получения преференции. И те, и другие случаи постоянно всплывают в СМИ — как правило, в виде уже заведенных уголовных дел. Что позволяет делать предположения о том, каков же на самом деле объем «не засветившихся» подобных сделок.
На этапе представления данных, написания текстов или создания визуальных материалов мы не концентрируемся, полагая, что в этом плане мы не очень многому можем научить журналистов.
Надеемся, что пособие будет полезно как тем, кто профессионально пишет об этой теме, так и бизнесу, который следит за закупками в своей сфере и сможет, заметив подозрительные особенности в тендере, обращаться с жалобами. Все это в совокупности, надеемся, приведет к большей прозрачности и добросовестности в сфере госзакупок в Беларуси.