Сайт экспертного сообщества Беларуси «Наше мнение» и Агентство социальной и политической экспертизы представляют «Белорусский ежегодник 2017. Сборник обзорных и аналитических материалов по развитию ситуации в Республике Беларусь в 2016 году». С настоящего момента книга открыта на сайте в pdf, epub и html-версиях.

Презентация «Белорусского ежегодника» состоялась 23 июня в Минске в Пресс-клубе (В. Хоружей, 3).

Погружение в рецессию, парламентские выборы, нормализация отношений с Западом при одновременном нарастании противоречий в отношениях с Россией — основные процессы, определявшие политическую повестку в 2016 году. В целом ситуация развивалась в русле базовых тенденций, описанных экспертами в предыдущем выпуске Ежегодникаи, следовательно, — в коридоре заявленных ими прогнозов.

Во внутренней политике принципиальных изменений не происходило. Несмотря на углубление социально-экономического кризиса и связанные с ним заявки либерального крыла правящего класса на ограниченные рыночные реформы, деятельность правительства осуществлялась под знаком отрицания необходимости институциональных преобразований. В социально-экономической политике преобладали консервативные тенденции, с выраженными императивами привязки людей к рабочим местам в неэффективном госсекторе. Зато отсутствие предложений и действий по выходу из кризиса и реформированию экономики лихорадочно компенсировались разнообразно контрольно-изымающими мерами (например, Декрет № 3 О предупреждении социального иждивенства), в основе которых лежали идеологически мотивированные распоряжения руководителя государства и его администрации.

Об ограниченных изменениях все же можно говорить применительно к парламентским выборам-2016: политические партии получила в Палате представителей Национального собрания рекордное представительство начиная с 1995 года. Впервые с 2000 года депутатами стали представитель оппозиции и гражданского общества. Снизилось количество представителей вертикали. Однако эти изменения, направленные на презентацию роста политического плюрализма, все же очень сложно назвать началам политических реформ, поскольку не были последовательными и по-старинке перекрывались изрядным количеством контрмер и ограничителей (включая финальные показатели представительства партий, которого недостаточно для осуществления коллективной деятельности).

Прогресс во внешней политике Беларуси можно констатировать лишь применительно к отношениям с Евросоюзом, находящимися в фазе нормализации с 2014 года. В 2016 году было отменено большинство санкций в отношении белорусских граждан и компаний, возобновились контакты на высшем уровне, несколько увеличилась финансовая помощь ЕС, была расширена повестка дня диалога. Прошедшие парламентские выборы не привели к похолоданию отношений и даже создали предпосылки к налаживанию межпарламентского сотрудничества. На фоне улучшений белорусско-европейских отношений внешнеполитическое взаимодействие с развивающимися странами переживало стагнацию, в то время как отношения с ключевым союзником, Российской Федерацией, перешли в фазу кризиса, а по целому ряду важнейших направлений (военное, нефтегазовое, торговое, культурное и политическое взаимодействие) подверглись ревизии.

В экономике усилились негативные тенденции, отчетливо проявившиеся уже в 2014–2015 годах. К рецессии (которая приобрела устойчивый характер) и ухудшению финансового положения предприятий добавилось сокращение более чем на 20% поставок российской нефти, обусловленное комплексом политических и экономических разногласий между Минском и Москвой, что явилось одной из главных причиной снижения ВВП Беларуси. Эксперты также констатируют ощутимое снижение социальных стандартов и ухудшение положения домашних хозяйств и рост социальной напряжённости.

Эти и другие тенденции нашли соответствующие отражение в общественном сознании. Экономическое самочувствие осталось нестабильным; отношение к государственной слало более критическим; желание перемен — более выраженным.

Поскольку автоматического выхода из рецессии не произойдет, в 2017 году эксперты прогнозируют ее продолжение и, возможно, углубление. Наличные экономические условия — серьезные предпосылки для осуществления группы институциональных реформ, относительно которых, впрочем, высказываются весьма осторожные прогнозы, поскольку основой среднесрочного планирования правительства остается вера в улучшение региональной экономической конъюнктуры и получение внешних займов. Одну из важнейших коллизий 2017 года предположительно задаст необходимость согласования возможных экономических преобразований и традиционно консервативной социальной политики, а также необходимость снижения социальной напряженности в обществе, явно обозначившуюся весной 2017 года. Во внешней политике Беларусь будет стремиться к сохранению самостоятельности (прежде всего от России), однако возможность возобновления репрессивных практик против оппонентов режима, равно как недостаточные дивиденды, которые Минск может извлечь из нормализации отношений с Западом, задаёт определённые ограничения в этом отношении.

Наиболее яркие прогнозы «Белорусского ежегодника-2017»

Правительство (Инна Ромашевская)

В 2017 году основными задачами правительства станут: (1) согласование экономических преобразований и социальной политики, способствующей более эффективному перераспределению рабочей силы в стране и защите уязвимых слоёв населения; (2) снижение социальной напряжённости в обществе через диалог и повышение прозрачности принятия государственных решений; (3) реорганизация работы госаппарата с целью снижения вмешательства в экономику и повышения качества государственного управления.

Парламент (Андрей Казакевич)

Маловероятно, что осторожный эксперимент с политическим плюрализмом повлечет трансформацию функций и роли парламента. Вряд ли возрастет его политическая активность и законотворческая инициатива. Однако, продолжится рост взаимодействия парламента с гражданским обществом и большее его включение во внешнюю политику.

Местные власти (Дмитрий Кухлей)

Скорее всего, республиканские власти будут подталкивать местных депутатов к более интенсивной работе с населением для снятия социального напряжения, что может стать одним из компенсаторных механизмов возможного сокращения идеологического аппарата. Руководство некоторых регионов будет стремиться к укреплению горизонтальных связей и ассоциаций местных советов для участия в трансграничных проектах и привлечения дополнительного финансирования в регионы. Наибольшая трансформация затронет прежде всего самый низкий, первичный, уровень самоуправления, представляющий наименьшую угрозу дестабилизации властной структуры.

Оборона (Андрей Поротников)

Беларуское руководство исходит из того, что любая внешняя агрессия возможна только в условиях острого внутреннего конфликта, поэтому готово задействовать все доступные ресурсы для купирования внутренних угроз на ранних стадиях, вплоть до вооружённого подавления. Обеспечение безопасности все больше полагается на собственные силы, закрепляя тенденцию отдаления Минска и Москвы, и девальвируя значимость участия Беларуси в ОДКБ. Беларуский ВПК будет поставлять продукцию на внутренний рынок с минимальной рентабельностью, стремясь обеспечить прибыль за счёт поставок на внешние рынки.

Беларусь — Россия (Анатолий Паньковский)

Неготовность руководства стран-союзниц к проведению реформ предопределяют сохранение в отношениях statusquo, который можно определить как «меркантилистское союзничество», — с поступательным снижением взаимной зависимости. ЕАЭС будет оставаться слабым союзом, с огромным перечнем ограничений. Объёмы торговли будут находиться в прямой зависимости от цены нефти и, соответственно, устойчивости российского рубля (а не от институциональных сдвигов). Беларусь будет стремиться к сохранению некоторой самостоятельности во внешней политике, но возможность возобновления репрессивных практик задаёт ограничения в этом отношении.

Беларусь — США (Андрей Федоров)

Вероятная утрата интереса США к продвижению демократии на фоне традиционной слабости интереса Вашингтона к взаимодействию с Беларусью в политической и экономической сферах, может привести к исчезновению страны из поля зрения Америки.

Беларусь и развивающиеся страны (Андрей Елисеев)

Факторы, сдерживающие более эффективное взаимодействие с развивающимися странами, остаются прежними. Это отсутствие новых конкурентоспособных отраслей, неэффективный госсектор и невысокий уровень менеджмента и маркетинговых служб белорусских предприятий. В такой ситуации ожидать качественных подвижек во внешнеэкономических отношениях Беларуси не приходится.

Гражданское общество (Юрий Чаусов)

В 2017 году государство предпочтет развивать диалог и сотрудничество по процедурным вопросам с гражданским обществом, но не будет создавать для него институциональную основу и брать на себя дополнительные обязательства. Местные выборы, которые должны состояться в начале 2018 года, не станут важным событием для ОГО, которые в своей массе предпочитают достигать политических целей методами, не связанными с электоральными кампаниями. В целом сектор ОГО настроен на продвижение уже заявленных инициатив, а также будет реагировать на наиболее спорные и непопулярные действия власти в социально-экономической сфере.

Медиа (Елена Артеменко)

Стабилизация экономической ситуации и восстановление роста объёмов рекламного рынка позволяют надеяться на некоторое улучшение положения национальных СМИ. Однако отсутствие единого стратегического подхода в информационной политике и структурных изменений в медиасистеме вряд ли приведёт к значительному прогрессу в этом направлении. В ближайшие годы информационная безопасность страны будет оставаться под угрозой.

Экспертные центры (Наталья Рябова)

При сохранении тенденции частичной либерализации вероятно точечное возрастание влияния thinktankов на процессы принятия решений, углубление доверия и взаимодействие с госструктурами. Может возрасти уровень сотрудничества внутри сектора и медиатизация деятельности экспертных центров. Маловероятно возникновение новых исследовательских центров — за исключением структур с проевразийской и/или пророссийской позицией.

Общественное мнение (Олег Манаев)

В общественном мнении и власть, и оппозиция всё больше «отрываются» от народа, но и внутри самого народа и даже гражданского общества разнонаправленные интересы и ценности не только не солидаризируются, но расходятся или даже вступают в противоречие. В условиях геополитической нестабильности такая внутренняя нестабильность в перспективе может усилить негативные процессы в стране и во всём регионе.

Макроэкономическая ситуация (Дмитрий Крук)

Выход в зону положительного роста может происходить только на фоне ощутимых улучшений во внешней конъюнктуре. Но даже в этом случае показатели роста будут близки к нулевой отметке и неустойчивы. То есть возврат к рецессии будет висеть постоянным дамокловым мечом над экономикой.

Финансовый сектор (Александр Муха)

В 2017 году население сохранит статус чистого продавца иностранной валюты, однако показатель чистой продажи валюты может уменьшиться по меньшей мере в 2 раза по сравнению с 2016 годом со всеми вытекающими негативными последствиями. Иными словами, в ближайшей перспективе вряд ли можно будет рассчитывать на заначки населения. Снижение предложения наличной иностранной валюты со стороны физических лиц приведёт к ускорению темпов девальвации белорусского рубля по отношению к основным иностранным валютам.

Рынок труда (Владимир Акулич)

В ближайшем будущем Беларусь может столкнуться с нехваткой трудовых ресурсов для возобновления высоких темпов экономического роста. В условиях продолжающегося старения населения демографическая нагрузка на занятых работников и бизнес может оказаться непосильно высокой. При этом рост рождаемости и ставка на многодетность в демографической политике лишь повышают эту нагрузку. Повышение пенсионного возраста замедлит, но не остановит темпы сокращения занятого населения.


С 2003 года Белорусский ежегодник является совместной акцией экспертного сообщества Беларуси по составлению, концептуализации и представлению летописи новейшей истории страны.

В работе над Белорусским ежегодником 2017 приняли участие независимые аналитики и эксперты, а также специалисты, представляющие различные исследовательские центры, в том числе: Белорусский институт стратегических исследований (BISS), Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования (BIPART), Исследовательский центр Института приватизации и менеджмента, Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC), Варшавский исследовательский центр Eurasian States in Transition (EAST), Институт международных отношений (Варшава, Польша), Центр социальных и экономических исследований (CASE), Исследовательский центр eBelarus, аналитический проект Belarus Security Blog, Центр «Окумена», Агентство социальной и политической экспертизы, сайт экспертного сообщества Беларуси «Наше мнение».