После празднования Дня Воли 25 марта 2017 экспертное сообщество расходится во мнениях возможна ли либерализация при текущей системе ценностей действующей власти? И на какой компромисс может пойти гражданское общество, если власти в свою очередь не готовы отказываться от инструментов подавления альтернативной повестки?

Отвечая на указанные выше вопросы в эфире «Свабоды» политтехнолог Александр Федута отметил, что именно официальный Минск не готов к диалогу с внутриполитическими оппонентами. «Улада разагнала зусім мірную дэманстрацыю. І тое, як яна гэта зрабіла, зусім не выглядае на прапанову кампрамісу. Зусім. Тым больш, што тыя людзі, якіх яна пасадзіла, гэта якраз тыя мажлівыя паплечнікі па абароне сувэрэнітэту Беларусі. Лібэралізацыя — гэта зьмена пэўных рамкавых правілаў узаемадзеяньня грамадзтва і ўлады. І да таго моманту, пакуль улада гэтага не зразумее і ня пойдзе на кампраміс, гэта не лібэралізацыя».

Последствия такой политики на «Нашем мнении» озвучил Янов Полесский. 20 лет отсутствия диалога в конечном итоге ведет не просто к консервации ситуации; люди, которые принимают решения, словно перемещаются в параллельную реальность. «Нынешнюю протестную весну в Беларуси можно охарактеризовать несколькими (по всей видимости, взаимосвязанными) особенностями. Во-первых… чрезмерной реакцией властей на внутренние риски или, выражаясь юридическим языком, попытками превышения самообороны. Одна из главных проблем режимов Лукашенко и Путина — неадекватность. Правящий класс Беларуси и России и ранее предпочитал жить в вымышленном мире, но сегодня нелепость этих фантазий „не может не беспокоить“. Самое важное состоит в том, что правящий класс целенаправленно фильтровал информацию до тех пор, пока сам не поверил в конечную отфильтрованную выжимку».

Более оптимистические оценки прозвучали со стороны молодых экспертов. Артем Шрайбман на TUT.BY предположил, что 700 задержанных 25 марта в Минске, могут быть впоследствии, например, конвертированы на оппозиционных депутатов в Палате представителей, которые будут избраны по партийным спискам. «В следующую волну либерализации (даже если на этой мы ставим крест) мы можем увидеть мораторий на смертную казнь или, например, смешанную систему выборов. В итоге каждая новая оттепель поднимает страну выше, чем она была на пике прошлой. Полезно будет набраться исторического терпения и подмечать, как плоды прогресса накапливаются на каждом новом витке цикла».

Близкая оценка прозвучала и со стороны «Либерального клуба». Евгений Прейгерман для «Центра Карнеги» высказал мнение, что ЕС должен извлечь уроки из прошлого, не поддаваться на эмоции и не возвращаться к санкционной политике против Минска. «Разумное расширение контактов способствует созданию взаимозависимости и эффективных рычагов влияния, но для этого нужно время и настойчивость. Присутствие ЕС посредствам инвестиций станет решающим фактором для определения геополитического будущего страны. В то время как Россия угрожает вывести капитал из своих проектов в Беларуси, если в Минске не будут приняты определенные условия, сейчас для европейцев может быть подходящее время для новых возможностей».

Немного другие оценки прозвучали со стороны экспертов мониторинга «Беларусь в фокусе». Тут был сделан акцент на более краткосрочных эффектах 25 марта, в частности, дан анализ перспектив дальнейших протестов и контрмер белорусского руководства. «Оппозиционные партии усиливают координацию своих действий в ответ на ужесточение силового давления со стороны властей. Оппозиция смягчает риторику в отношении беларуского руководства и демонстрирует отказ от несанкционированной властями уличной активности. Скорее всего, власти санкционируют традиционную оппозиционную акцию „Чернобыльский шлях“, но ограничат действия оппозиции на Первомай для разделения политической повестки и социально-экономических требований».

За скобками экспертных оценок остается кейс «Белого легиона», который напрямую связан (и является оправданием чрезмерной мобилизации силового аппарата накануне 25 марта) с событиями Дня Воли. Этот кейс может оказать прямое влияние и на внешнеполитическую повестку, в том случае, если фигуранты дела будут признаны политическими заключенными. Если 25 марта закончилась либерализация версии 2015 года, то, исходя из прежнего опыта, следующей волны стоит ожидать не раньше, чем к 2020 году. Именно электоральными циклами ранее были продиктованы послабления внутриполитической ситуации. Может быть, в этот раз откат от репрессий будет более быстрым, но надеяться на это — все равно что ждать, когда прорвет трубы с горячей водой в СИЗО КГБ. Так или иначе, в следующем цикле либерализации ряд экспертов обещает еще большее потепление внутри страны, чем мы уже видели. Но ведь и заморозки могут быть сильнее.