Евросоюз выделит Беларуси EUR 7 млн на строительство 5 специализированных центров для содержания мигрантов. Когда начнется строительство и где будут построены центры, пока неизвестно. Их создание было предусмотрено в рамках подписания соглашения о реадмиссии, которое будет ратифицировано Беларусью вместе с соглашением о безвизовом режиме со странами Евросоюза.

В случае «Соглашения о реадмиссии» можно говорить о мере, направленной на укрепление внешних границ Европейского союза. Она предусматривает отбор тех иммигрантов, которые «достойны интеграции в европейское экономическое пространство», и отсев тех, кто должен оставаться за стенами нового европейского мира или годами ожидать решения своей участи в лагерях для беженцев.

Белорусские правозащитные организации в лице заместителя председателя правозащитного центра «Весна» В. Стефановича, одобряют такое решение. Однако создание центров закрытого типа вызывает много вопросов. К тому же известны случаи нарушения прав человека в лагерях для беженцев — в Греции, Литве, Италии, Франции и Германии. Несмотря на рекомендации УВКБ ООН для государств-участниц Женевской конвенции 1951 г. не использовать лагеря и пункты временного пребывания как места специального заключения для лиц, ищущих убежища, беженцы проводят в них месяцы и годы.

Так, не предусмотрены никакие сроки, в течение которых человек может там удерживаться, и практика складывается так, что он может содержаться в течение месяцев — едва ли не до года, поскольку в ряде случаев депортировать человека в далекую страну не так просто.

В случае, когда просители убежища не имеют документов на право пребывания на территории Беларуси и не могут предоставить подтверждения того, что они являются беженцами, они ожидают депортации в изоляторах временного содержания, либо в центрах изоляции для правонарушителей, а эти учреждения не предусматривают долговременного содержания граждан, поскольку в центрах содержат административно арестованных. В этих тяжелых условиях человек может находиться согласно постановлению суда 15-25 суток (но не месяцы и не годы). У тому же персонал изоляторов не обучен работать с этой категорией людей и не знает иностранных языков.

Деньги будут поступать по программе Европейской политики соседства начиная с 2017 г. под контролем Международной организации по миграции. В планах ЕС названы три группы мигрантов, которые будут размещены там: беженцы из Украины, Сирии и те, кто «бежит от экономического кризиса в России и ищет работу в ЕС» (по сообщению DieTageszeitung).

Стоит напомнить, что с присоединением Польши, Литвы и Латвии к Шенгенскому соглашению Беларусь стала пограничной страной ЕС, и выполняет требования по изменению политики в отношении иммигрантов и беженцев. Так, в 2007 г. Беларусь получила EUR720 тыс. чтобы обеспечить безопасность внешних границ Шенгена, что представляет собой создание миграционного «кордона» для отсева нежелательных иммигрантов еще на пути в страны ЕС.

Не подлежит сомнению, что пути мигрантов в Европу проходят вдали от Беларуси. Это Средиземноморский регион, где люди на лодках переплывют Средиземное море из Африки в Италию, Испанию и другие страны. Также это Турция, Греция и Балканские страны — «коридор», через который они добираются в ЕС, в основном в Германию. В 2015–2016 гг. более 1 млн человек подали ходатайство на статус беженца в Германии — главным образом это люди, бегущие из зоны конфликтов в странах Ближнего Востока.

Бедные страны Евросоюза — такие как Польша, Австрия и Чехия отказались принимать мигрантов. А.Меркель, чтобы снизить напряжение, вызванное миграционным кризисом, сначала предложила пакт реадмиссии с Турцией в 2015 г., а в 2017 г. — с Беларусью. Эрдогану Меркель выплатит за реадмиссию беженцев EUR3 млрд; EUR750 млн из этой суммы уже поступило в турецкую казну. Этот пакт вызвал много возмущения в немецких медия, как попытка заигрывания с авторитарным режимом Эрдогана, подавляющем оппозицию все более жестокими методами.

А. Бегун, начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси, сообщил, что в центрах для содержания мигрантов будут содержать не сирийских беженцев, но исключительно тех лиц, которые въехали в Беларусь нелегально или пытаются незаконно въехать на территорию ЕС через Беларусь. Многочисленные чеченские беженцы, которые в настоящее время ожидают в Бресте возможности уехать на Запад, не будут размещаться в этих центрах. Как российские граждане они в праве оставаться в стране на законных основаниях 90 дней. О никаких квотах по приему беженцев, которые попадают в Евросоюз из Сирии или из других стран Ближнего Востока или Северной Африки речи не ведется. Беларусь — не страна Евросоюза, и квоты ЕС на нее не распространяются, поэтому в этом соглашении будут затрагиваться только мигранты, которые попали в ЕС с территории Беларуси.

«Подлежит сомнению с точки зрения прав человека превентивное задержание лиц, ищущих убежища — и имеющих право на него», — сказала Верена Хаан эксперт Amnesty International в Германии. Такой скептицизм оправдан, учитывая, что в Беларуси власти часто всех гребут под одну гребенку — как, например, это случилось с объявлением 440.000 граждан РБ «тунеядцами».

Термин ЕС «преступление при пересечении границы» не учитывает того обстоятельства, что избежание пограничного контроля представляет собой повседневную практику в приграничных регионах и криминализирует неофициальную приграничную торговлю (К. Бансе, Д. Мюллер, Х. Стоббе).

Таким образом, ЕС выделяет деньги на реализацию «Соглашения о реадмиссии», предусматривающего возвращение на территорию РБ тех мигрантов, которые нелегально попали на территорию ЕС с территории РБ, но одновременно не может гарантировать, что беженцев, которых будут удерживать в этих центрах, не будут произвольно лишать права на доступ к процедуре предоставления убежища. Ведь в Беларуси есть законы о беженцах, и страна может предоставлять такой статус, если в этом есть необходимость. Законопроект «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной или временной защиты в Республике Беларусь» был принят 24 октября 2007 г. Он вводит понятие «безопасная страна», и определяет критерии «явно необоснованных» ходатайств и ходатайств, «носящих характер злоупотребления», также сокращаются сроки рассмотрения ходатайств по «ускоренной процедуре». Ускоренный порядок является отказом в убежище и подготовкой к депортации.

Цель процедуры реадмиссии ясна: государства-члены ЕС делегируют ответственность за беженцев пограничным странам. Чтобы соответствовать требованиям законодательства о «безопасной третьей стране» или «безопасной стране выезда», третьи страны должны доказать, что договоры о политическом убежище выполняются, и что они соответствуют правам человека, по крайней мере, формально. В противном случае суды в государствах-членах ЕС будут классифицировать эти страны как «небезопасные» и запретят депортацию в них. Последнее время ЕС признает большую часть стран, из которых прибыли беженцы, безопасными.

В начале октября 2016 г. ЕС подписал «Соглашение об реадмиссии» с Афганистаном, которое позволяет высылать беженцев из ЕС в эту опасную для жизни страну без предоставления убежища. Таким же образом многих африканцев, которые не могут подтвердить свою национальность, высылают из стран ЕС, в частности из Австрии, в Нигерию, потому что эта страна обязана принимать назад беженцев. Как известно, Нигерия является одной из 75 стран мира, в которых гомосексуализм — это уголовное преступление, и одной из 7 стран мира, в которых к ЛГБТ может применяться смертная казнь по законам шариата.

Существование буферных зон в пограничных государствах значительным образом уменьшает количество заявок на получение убежища и «дел» с положительным результатом. Мигрантов вынуждают просить убежища ещё в странах транзита. Шансы на то, что их заявки будут приняты в этих странах, невелики, и выгода для мигрантов, ищущих достойных условий жизни, крайне сомнительна.

Если, как в случае с чеченцами на беларуско-польской границе, от отсутствия перспектив мигранты принимают решение продолжать своё путешествие, они либо получают отказ на въезд уже на границе, в соответствии с законодательством «третьей страны», и даже не имеют права просить об убежище; или же заявка с просьбой об убежище проходит по разряду «очевидно необоснованной» в государствах-членах ЕС.

Правило «третьей безопасной страны» противоречит Женевской конвенции по правам беженцев, согласно которой беженцы вправе выбирать страну направления. Правило «третьей безопасной страны» получило распространение в странах ЕС с конца 1980-х гг. Согласно правилу, беженец не может произвольно выбирать страну своего убежища, а должен выбрать первую же безопасную страну, лежащую на его пути. В случае, если высланное лицо является потенциальным беженцем и не получает статус в одной из стран Восточной Европы или стран Балканского полуострова, после депортации из Шенгена ему предстоит вернуться обратно по маршруту следования. Согласно же принципам Всеобщей Декларации прав человека и Международного Пакта о гражданских и политических правах, участвующие в этих документах государства не вправе отказать беженцу в выборе им страны убежища.

«Очевидно, что ни государства-члены, ни Европейская комиссия не извлекли уроки из ошибок соглашения между ЕС и Турцией», — сказала замглавы комитета Европарламента по правам человека Барбара Лохбилер. «В очередной раз они планируют отослать беженцев в страну, которая не выполняет международно-правовые обязательства в отношении прав человека» (DieTageszeitung). Таким образом, создание центров интернирования для содержания мигрантов в РБ не выдерживает ряда правовых требований, и не решает проблему интеграции беженцев в белорусское общество.