Президент Лукашенко своим указом от 9 января установил безвизовый порядок въезда в страну для граждан 80 государств. Правда, для визитов на срок не более пяти суток, только через национальный аэропорт «Минск» и еще с рядом огоровок. Но главное — прецедент создан. Ждет ли нас теперь «волна» иностранных туристов и бизнесменов? И есть ли нам смысл ожидать каких-либо ответных действий в первую очередь со стороны стран ЕС и Шенгенского соглашения?
Что произошло
Указ № 8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан» был опубликован 11 января и вступает в силу через месяц со дня его опубликования. Это значит, что уже 12 февраля гражданам 39 стран Европы, включая весь Евросоюз, а также Бразилию, Индонезию, США, Японию и ряд других стран виза для кратковременного авиа-визита в нашу страну не понадобится. Полный список прилагается. (рис. 1 и 2)
По сообщению пресс-службы Президента, документ направлен «на активизацию путешествий бизнесменов, туристов, частных лиц, имеющих общегражданские паспорта, и не будет распространяться на иностранцев, осуществляющих официальные поездки: дипломатические, служебные, специальные и иные приравненные к ним паспорта во внимание приниматься не будут». То есть речь идет только о визитах с деловыми или туристическими целями.
Чтобы въехать в Беларусь в безвизовом режиме при себе необходимо иметь действительный паспорт или иной заменяющий его документ для выезда за границу, денежные средства (на каждый день пребывания сумму в валюте или белорусских рублях, эквивалентную не менее чем двум базовым величинам — сейчас это 46 новых рублей или примерно 22 евро), медицинский страховой полис на сумму не менее 10 тыс. евро, действующий в Беларуси.
Почему не более пяти дней и только через Национальный аэропорт?
На первый вгляд «странный» пятидневный срок вызвал массу вопросов. Действительно, в некоторых соседних странах существуют гораздо более длительные периоды для безвизового пребывания — 30, 60, а где и вообще 90 дней.
Тут как раз все просто — по словам начальника главного консульского управления МИД Беларуси Игоря Фисенко, «это именно тот срок, в течение которого иностранцу нет необходимости регистрироваться в органах внутренних дел».
С «только аэропортом» сложнее. Мало того, что визитер может без визы прибыть к нам только через Национальный аэропорт Минск — так он еще и обязан покинуть страну также только из него. А ведь известно, что иностранные туристы в основном посещают нас посредством автотранспорта. Так, по данным Погранкомитета, в 2016 году в Беларусь прибыло 6 млн 972,7 тыс. иностранцев, из которых 5 млн 399,9 тыс. — автомобильным транспортом, 763,7 тыс. — на поездах и только 612,4 тыс. — воздушным путем. То есть самолетом — менее 10% от общего числа гостей.
Вместе с тем, минский аэропорт, является как раз тем самым узким горлышком бутылки, которое, при необходимости, легче всего проконтролировать. Логично предположить, что «5-дневный безвиз» запущен в минском аэропорту как бы в тестовом режиме, и есть основания полагать, что если эксперимент удастся (число въезжающих в нашу страну туристов увеличится в необходимом для этого количестве) — безвизовый въезд может начать практиковаться и на автотранспортных пропускных пунктах. Пока что Минспорта и туризма прогнозирует увеличение посещений Беларуси на 20 процентов, но это только от тех, что прилетели через минский аэропорт.
Российский фактор и «денегнет»
Устанавливаемый порядок безвизового передвижения не распространяется на лиц, прибывающих в Беларусь авиарейсами из России, а также намеревающихся осуществить вылет из Минска в какой-либо из аэропортов России (данные рейсы являются внутренними, пограничный контроль на них не осуществляется). То есть если иностранный турист вылетит от нас на самолете в Москву и при этом у него не будет российской визы (и в России его поймают) то он будет отправлен обратно в Беларусь, и уже тут за это ему будут грозить суровые кары, вплоть до депортации. На авто, поезде и т. д. белорусско-российская граница для безвизовых туристов тоже будет считаться закрытой — мы свято соблюдаем все договоренности с нашим восточным соседом.
В Москве к подобному шагу Минска отнеслись с пониманием и даже некоторым внешним безразличием: «Это абсолютно внутреннее дело Беларуси», –заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.Хотя такие действия Минска — это скорее ставка на развитие финансово-экономического сотрудничества с Европой в ситуации напряжения отношений с Москвой.
Как отмечает Александр Класковский, «Россия, которая сейчас чувствует себя осажденной крепостью, находится под западными санкциями, уже демонстрирует настроения зависти и раздражения: мол, Лукашенко уходит на Запад, Батька нас обставил. Но на чисто психологическом уровне нынешний шаг Лукашенко, действительно, может осложнить отношения и усугубить многоплановый конфликт между Минском и Москвой».
У Москвы есть веские причины рассердиться на подобные действия Минска — тем более, что в последнее время нам уже адресовались вопросы по поводу проезда иностранцев через Беларусь в Россию, на основании чего Москва стала активно продвигать идею введения единой визы союзного государства, которую Беларусь, хотя и посчитала перспективной, на деле пока что не поддержала.
Кто к нам поедет и зачем?
«Визовый демарш Минска по отношению к Москве» — шаг не столько политический, сколько экономический. Если на востоке «денег нет, но вы держитесь» — никто не может запретить нам обратить взгляды на запад, широко раскрыв и подставив не очень полные карманы под пятидневно-безвизовые евро-доллары-злотые-прочие деньги (нужное подчеркнуть). Судя по всему, перед тем как принять подобное решение, было подсчитано, что доходы от увеличения потока туристов перекроют потери от невзимания платы за визы. Подобный взвешено-расчетливый подход наших властей к проблеме, не может не внушать оптимизма.
Другой вопрос, чем именно завлечь большее количество иностранцев в Беларусь? Ну не посещением одних лишь казино и прочими прелестями ночного Минска! Хотя у каждого гостя нашей страны — своя Беларусь…
Создание и развитие туристической инфраструктуры — процесс длительный, и мы если уже и не находимся в начале его, то до конца, в понимании смысла «человека западного», нам еще довольно далеко. Необходимо учитывать также и ментальный аспект — а именно образ страны на Западе. Нередко он или негативный (по ряду не связанных друг с другом причин) либо вообще никакой — в массе своей о нас мало что вообще известно. И, к сожалению, допуском иностранцев сроком на пять дней без виз мы подобные «стереотипы и страхи» в их сознании переломим не скоро.
Вторая категория гостей, на которых рассчитан указ о «безвизе», — это иностранные предприниматели. С одной стороны, расчет правильный: расширение личных деловых контактов и перспективы инвестиций. С другой — таким указом решить проблему инвестиционной привлекательности нашей страны, мягко говоря, не очень получится.
Во-первых, иностранный бизнесмен, которому нужно посетить Беларусь по делам, приедет к нам все равно — как без визы, так и оплатив консульский сбор за нее. А во-вторых… Как хлестко подметил аналитик-международник Андрей Федоров, властям следовало бы прежде всего отказаться от «мягко говоря, нестандартных действий, к которым зарубежные деловые люди не привыкли». Имеются в виду случаи, когда инвесторы молниеносным образом расставались в Беларуси с собственностью, а то и вообще — со свободой. И хотя власти всякий раз изображали попавших под резкие меры непорядочными людьми, некоторые сюжеты действительно оставляли весьма неоднозначное впечатление.
Иными словами, если мы хотим, чтобы поток иностранных туристов в Беларусь увеличивался, необходимо продолжать неустанно развивать сферу въездного туризма и (что тоже важно) продвигать положительный образ нашей страны за ее пределами.
То же касается и улучшения бизнес-климата и (по возможности) уменьшения репрессивных мер в отношении иностранных инвесторов, причем сразу по двум направлениям: первое — сами улучшения ведения предпринимательской деятельности для иностранцев в Беларуси, второе — чтобы иностранные предприниматели об этих улучшениях узнали.
Что было до и что дальше
Нельзя сказать, что Беларусь в одночасье ввела безвизовый въезд, пусть и на срок не более пяти дней. Этому предшествовал ряд последовательных шагов официального Минска.
В 2013 году у граждан большинства стран мира появилась возможность получить белорусскую визу прямо по прибытию в аэропорт Минска, правда, все также при наличии приглашения от белорусской стороны и ряда иных документов.
В 2014, во время проведения чемпионата мира по хоккею в Минске, для иностранных туристов был установлен безвизовый порядок посещения Беларуси на основании наличия билета на матчи чемпионата.
В 2016 году Беларусь разрешила иностранцам без визы посещать Августовский канал, город Гродно и Гродненский район, а еще раньше — Беловежскую пущу. И вообще, если до недавнего времени годовая белорусская виза обходилась европейцу в 150 евро, то с начала 2017 года — только 60, причем независимо от количества въездов.
Разумеется, введя пятидневный «безвиз» в отношении большинства стран Запада, Минск вправе ожидать ответных действий — в частности снижения размера консульского сбора за визу, а также движения в направлении отмены виз, пусть и в отдаленной перспективе.
Есть ли основания ожидать ответных шагов в нашу сторону? Судя по всему, в ближайшее время — нет. Так, по словам того же Игоря Фисенко, «вряд ли стоит ожидать, что ЕС пойдет на такой же шаг, тем более у них нет такой практики… Ведь соглашение об упрощении визового режима, которое снизит стоимость шенгенской визы до 35 евро, увязано с соглашением об реадмиссии, согласно которому Беларусь будет обязана принимать обратно своих граждан, а также лиц, выехавших с ее территории в другую страну, подлежащих депортации с территории другого государства. Необходимо быть реально готовыми принимать людей, которые будут возвращаться к нам в рамках процедуры реадмиссии. Для этого необходимо время. И деньги».
Украина, как мы помним, еще в 2005 году отменила визы на срок пребывания до 90 дней для граждан стран-членов ЕС, Швейцарии, Лихтенштейна, США, Канады и Японии и ожидала, что большая часть этих стран отменит визы для граждан Украины. До решения ЕС 2016 года о «почти отмене виз» для украинцев оставалось ждать еще более 10 лет.
Мне это напомнило столь любимые в СССР в 1960–1970-е годы капсулы с посланиям потомкам, которые «уж точно будут жить при коммунизме»… Вскрыть через 50 лет (рис. 3).
Вместо эпилога
Удивляет разница в реакции некоторых европейцев и белорусов на этот шаг:
если первые отреагировали с той или иной степенью энтузиазма, то вторые –довольно критически (рис. 4).
Главным образом, потому, что за прошедшие годы белорусские власти в ряде вопросов часто действовали непоследовательно, в результате чего сейчас значительная часть общества негативно воспринимает любое решение сверху. Но даже такая частичная либерализация визового режима — это шаг в правильном направлении. И нет ничего плохого или постыдного в его одобрении, даже если в целом ваше отношение к руководству страны не является положительным.