Выборы в парламент Беларуси проведены таким образом, чтобы всем было понятно: правящая группировка оставляет за собой право назначать кого угодно куда угодно и проводить сами выборы таким образом, как ей заблагорассудится. Однако эта очевидность, а равным образом споры о том, кто именно попал в парламент и почему, не должна отвлечь внимание от главного: власть была вынуждена уступить давлению политического активизма, мнению международного сообщества и росту протестных настроений на фоне экономического кризиса. Вес этих факторов незначителен для того, что выставлять властям ультиматумы, но достаточен для принуждения к уступкам.
Два «выделенных» для оппозиции места в парламенте — это, разумеется, незначительная уступка. Она, помимо этого, вроде как нивелируется типовыми фактами фальсификаций. И все же — это уступка давлению, исходящему не от самого режима. По своему понятно, что логика сокрытия подобного рода уступок понуждает к тому, что, например, фронтмент оппозиционных сил на президентских выборах 2015 года Тятьяна Короткевич должна была «проиграть».
Многого ли могут добиться два демократических кандидата в Палате представителей — мы не знаем. Однако можно быть уверенными в том, что планомерная работа с избирателями, властями и Западом, политическое участие как таковое — несмотря на неудачи, нечестную игру и невыгодное соотношение сил — способны в итоге дать хотя бы этих два парламентских места. Именно политическое участие, а не ультиматумы и требования выравнивания правил игры принесли первую политическую (хотя, наверное, не моральную) победу за многие долгие годы неудач. Следовательно, можно добиться и большего — если сконцентрироваться на главном и достижимом.
Принято считать, что основной механизм осуществления фальсификаций — это досрочное голосование, за счет которого обеспечиваются заданные показатели — пороговая явка избирателей и перевес нужного кандидата. Это заблуждение. Вне зависимости от того, кто и когда голосует, сколько наблюдателей на участке, из какого материала сделаны урны и т. д., главным актуальным ресурсом для фальсификаций являются незаполненные бюллетени для голосования, с которыми организаторы выборов могут манипулировать как им заблагорассудится. К такому выводу я пришла в качестве наблюдателя на этих выборах.
Неучастие — основной ресурс власти. Когда молчаливое большинство объединяется с оскорбленным меньшинством, власть получает свободу рук и возможность действовать по своему усмотрению. Для того, чтобы первая победа повлекла вторую и последующие, важнее всего расширять участие в политическом процессе.