В Беларуси закончился первый важный этап кампании по выборам депутатов Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь. Уже можно делать предварительные выводы и анализ этого этапа.
В первую очередь надо отметить, что как международные наблюдатели из БДИПЧ ОБСЕ, так и национальные независимые наблюдатели, а также участники избирательного процесса в лице оппозиционных партий практически после каждой кампании делали заявления о необходимости на законодательном уровне гарантировать политическим партиям право иметь в составе комиссий своих представителей.
Власти, понимая, что данное требование — вкупе с прозрачным подсчетом голосов — является принципиальным для признания выборов прозрачными и демократическими международными наблюдателями, но в тоже время, не желая вносить изменения в удобную систему формирования комиссий (когда на этапе их формирования можно на 100% сохранить полный контроль за выборами), еще в конце 2015 года продекларировали, что на уровне постановления Центральной комиссии Республики Беларусь сделают процесс формирования комиссий более прозрачным.
Как сказала председатель ЦИК Беларуси Лидия Ермошина в одном из своих интервью, теперь члены партий будут знать, почему их не включают в комиссию. Попытка произвести видимость изменений в порядке формирования комиссий нашло свое отражение в Постановлении Центральной комиссии Республики Беларусь за № 18 от 08 июня 2016 г. В данном постановлении предусмотрено, что кандидатуры претендентов в состав территориальных и окружных избирательных комиссий должны обсуждаться на заседании, им должны даваться характеристики, а также обсуждаться деловые и политические качества претендентов.
На самом деле подобные размытые формулировки позволили органам, которые формируют избирательные комиссии, весьма произвольно и широко толковать такие понятия, как «деловые и политические качества», и никоим образом не могут рассматриваться как гарантии наличия представителей оппозиции в избирательных комиссиях. Упомянутые трактовки породили и ряд курьезных случаев при формировании комиссий. Так, в Гродненской области при формировании комиссии указывалось, что кандидатуры в состав комиссий отбирались на основании характеристик с места работы, места жительства, а в отношении представителей оппозиционных партий бралась справка от участкового милиции.
В конечном итоге доля представителей политических партий в окружных комиссиях составляет 13,6%, а иных субъектов — 86,4%, что, как и во время предыдущих выборов, свидетельствует о сохранении слабой роли политических партий в политическом процессе и, соответственно, тенденции деградации политической системы в в целом.
От всех выдвинутых оппозиционными партиями в окружные комиссии включили 19% претендентов. Оппозиционные представители в окружных комиссиях составляют 1,8%, что даже меньше чем на выборах 2012 года, где их доля составляла 3%.
Как и во время предыдущих кампаний, основными организаторами выборов остались представители пяти крупнейших провластных объединений — Белая Русь, БРСМ, Белорусский союз женщин, союз ветеранов, ФПБ. Практически все претенденты от данных объединений включены в состав избирательных комиссий.