Власти вроде бы смягчили методы защиты своих позиций — меньше воюют с внешним миром, меньше сажают политических оппонентов. Но внутренняя оборона слабей не стала и по-прежнему обеспечивает бессменность правящего класса.
СМИ сообщают, что в свете новых отношений Лукашенко с Европой, власти стали реже арестовывать недовольных, но чаще штрафовать. При этом размеры штрафов намного превышают средние текущие доходы по стране. Даже при советах административные штрафы не превышали 50 рублей, что составляло примерно 1/3 средней зарплаты. А что сказать о нынешней ситуации?
Взять, для примера, Анатолия Лебедько, который периодически привлекается к ответственности и, разумеется, платит штраф. Каждый раз около 10 миллионов рублей.
Выгодное дело, поставленное на конвейер. Правда, случаются сбои. Когда вместо нарушителя хватают того, кто рядом стоит. Или вот случай Владимира Мацкевича, которого обвинили в административном нарушении и привлекли к суду, хотя его в указанное время в Беларуси не было. Судья отправила дело на уточнение. А милиционеры, которые затеяли бучу на пустом месте, поясняли. Де мол, у них было фото участника неразрешенного митинга, очень похожий на Мацкевича. И только поэтому они опростоволосились.
А вот гражданин Валерий Милевич, увидев в интернете фото своей соседки, протестовавшей против антипредпринимательской политики правительства на несанкционированном митинге, написал заявление в милицию. Соседку вызвали, идентифицировали и оштрафовали на 6,3 миллиона рублей. На 30 пособий по безработице. По-божески…
Как отметил правозащитник Валентин Стефанович, только в марте текущего зафиксировано 43 случая привлечения к административной за участи в несанкционированных акцией: «Процессы продолжаются, суды идут практически каждый день огромным конвейером. У многих людей штрафы приобрели катастрофические размеры». Разумеется, помимо фискальных целей, такая практика дисциплинирует население по испытанному рецепту: «Нам не надо, чтобы нас любили. Нам важнее, чтобы нас боялись».
В правительственном манипулировании населением применяются и иные якобы гуманные методы. Самым первым из них является публичная демагогия. К примеру, глава ЦИК Лидия Ермошина заявила, что молодежи нечего делать в парламенте. Новое поколение у нас плохое. Избалованное, ничего не умеющее, но амбициозное, от того невротичное и потенциально несчастное. Отчего Ермошина предостерегла: «Все разговоры о молодежи в парламенте считаю популистскими, вредными и недальновидными». Она не сказала — не голосуйте за плохих. Она сказала, голосуйте против всех молодых. Чтобы проголосовали за «зрелых», специально подобранных, чтобы они в парламенте держали сторону Лукашенко. Забавно, что при этом глава ЦИК отмахивается от воспитанных БРСМ молодых в соответствующем духе.
Это говорит о том, что на будущие выборы кандидаты от БРСМ выдвигаться не будут. Но, вероятно, постараются зарегистрироваться молодые независимые кандидаты. Это новая оппозиция, которая заявила о себе в прошлые президентские перевыборы, объединившаяся вокруг Татьяны Короткевич, обаятельной молодой женщины президентского возраста, которая, по мнению многих, на последних выборах приобрела изрядное количество поклонников. В том числе и среди пожилых людей. Соратники у нее тоже молодые, энергичные, образованные. К тому же у Короткевич имеются принципиальные преимущества перед другими кандидатами. У нее практически нет опыта советской жизни, с которым ветераны-парламентарии никак не могут расстаться.
А еще они не готовы расстаться с властью. Приросли к постам, должностям, хорошему денежному содержанию. Первый из них — Лукашенко, а так же Мясникович, Кобяков. Петр Прокопович стал депутатом в 1990 году и вышел с поста вице-премьера через 24 года. Но продолжает трудиться в около правительственной «тусовке» — в БПС — Сбербанке. 73 года, почтенный возраст. Возраст Брежнева, когда советскую власть журналисты нарекли геронтократией.
Лидия Ермошина могла бы вспомнить и саму себя, когда она в далеком уже 1996 году сменяла Виктора Гончара на посту главы ЦИК. К сожалению, Гончар погиб молодым, а Ермошина дожила в этой должности до пенсии и не собирается в отставку. Говорит, что у нас многие пенсионерки еще замуж выходят. Знает, что говорит. На самом деле, «место в парламенте является этаким лакомым куском и, в принципе, приманкой для многих граждан, не только политиков».
Но избранный в парламент становится номинально политиком, а если имеет к ней интерес, становится таковым по существу. Такие впервые появились в ВС 12 созыва, в том числе и молодые. Ермошина считает, что они там бесполезно пересидели, а после занялись своими делами, перешли в оппозицию. Это совсем не так. Депутаты 12 созыва создали государство — Республику Беларусь, приняли ее Конституцию, по которой живет страна. Причем власть в полной мере пользуется созданным ими капиталом. Она ничего не добавляет к нему, живет за счет процентов на суверенитет и Конституцию, без которых не было бы и нынешней власти. А для пущего самоутверждения, она хулит своих предшественников, не церемонясь в доказательствах. Как в данном случае глава ЦИК. Она вроде бы демонстрирует преданность народу, но при этом отказывает в праве на деятельность целым поколениям людей.