Создается впечатление, что в стране проводится целенаправленная работа по снижению уровня жизни населения. Особенно сильно бьют по бедным. В стране ускорился рост цен, но официальная статистика этот рост не отражает. Дошло до того, что начальник отдела контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Минской области С. Казенко был вынужденпризнать, что «данные об инфляции в Беларуси могут не соответствовать действительности». В ответ Белстатопубликовал статью, в которой привел убийственный аргумент в пользу своей правоты: «миссией Международного валютного фонда по оценке качества расчета индекса потребительских цен сделан вывод о том, что индекс потребительских цен рассчитывается Белстатом в соответствии с международными стандартами». А МВФ сейчас у нас в стране всему голова, поэтому не сметь спорить с Белстатом!

Но если чиновники посыл правильно поняли, то пенсионеры по-прежнему недовольны постоянным ростом цен. Особенно они обиделись на последствия реализации постановления Совмина № 8 от 11 января 2016 г., по сути, отменившего государственный контроль над ценами по социально значимым товарам, которые покупали пенсионеры и другие малооплачиваемые категории граждан.

Между тем, в недрах госаппарата уже ходит проект и об отмене контроля цен предприятий-монополистов. На Западе жесткий контроль монопольных цен является одной из важнейших задач государства, а вот в Беларуси, оказывается, эти цены не нужно контролировать. На практике же такой контроль уже отменили для одного из ведущих монополистов страны — сферы ЖКХ. За январь 2016 г. тарифы на услуги этого монополиста выросли в 1,6 раза.

На сайте УП «Минскводоканала» написано, что одной из целей деятельности этой организации является получение прибыли. А наиболее легкий способ получения прибыли монополистом — это повышение цен, что он успешно и делает. На том же сайте есть ответы на вопросы граждан, которые, если верить коммунальщикам, интересуются качеством воды, порядком установления счетчиков, европейским опытом очистки воды, но совершенно безразлично относятся к устанавливаемым тарифам. Нежелание монополиста разбираться с механизмом установления цен на его услуги вполне понятно, поскольку есть весьма сомнительные моменты, ставящие под вопрос обоснованность принятых решений по увеличению тарифов.

При мэре В. Павлове специалистами его института было проведено серьезное исследование столичной сферы ЖКХ. Нынешний мэр этот институт разогнал, ибо ученые позволяли себе делать неправильные с точки зрения коммунальщиков выводы. Они, например, поставили под сомнение активно пропагандируемый тезис о том, что население сильно недоплачивает городскому хозяйству, поэтому «Минтеплосети» (Минтопэнерго), «Минкоммунтеплосети» и «Минскводоканал» несут большие потери. Между тем, было конкретно показано, что эти монополисты сильно завышают объем оказываемых услуг, которые граждане оплачивают в принудительном порядке. Весьма завышенными были списываемые с населения объемы теплового носителя и горячей воды, то есть расходов по тем статьям жировок, затраты по которым выросли в последнее время особенно сильно.

При этом для оплаты включаются как реально потребленные населением ресурсы, так разбазаренные (или украденные). Объемы в жировках также покрывают многочисленные прорывы на теплотрассах, зимний обогрев газонов над теплотрассами и вообще низкую эффективность (читай: бесхозяйственность) использования ресурсов в коммунальной сфере. Чем больше разбазаривается ресурсов, то тем большие объемы потребления выписываются для оплаты населением. А когда граждане стали устанавливать счетчики и экономить, то для списания всех затрат монополистов-поставщиков возникла необходимость в резком увеличении тарифов. Это на практике сейчас и происходит.

ЖЭСы также активно взимают деньги за неоказанные услуги, часто игнорируя мытье окон в подъездах, влажную уборку лестничных маршей и площадок, протирку потолков, замену электролампочек, ремонт автоматических выключателей света, не делают заложенный в тарифах профилактический ремонт водопроводных кранов и вентилей. Список того, что ЖЭСы не делают, но население оплачивает, можно продолжать долго.

Низкую эффективность системы ЖКХ и наличие приписок подтвердил бывший главный госконтролер, а теперь помощник президента, главный инспектор по г. Минску А. Якобсон. Он сообщил, что оптимизация работы в жилищно-коммунальной сфере позволила бы сократить финансирование отрасли с 12,1 трлн белорусских рублей до 8,1 трлн рублей или на 33%. Он также информировал о выявленных в отрасли приписках на 1,5 млрд рублей (12,5% от финансирования). Если считать не только выявленные приписки, а весь размер подводного айсберга теневой экономики ЖКХ, то реально затраты и финансирование этой отрасли можно сократить почти наполовину с соответствующим пересмотром тарифов для населения в сторону уменьшения.

Население молчало до тех пор, пока чувствовало, что платит лишь частично. Поэтому январское повышение тарифов было воспринято хоть и с сильным недовольством, но без особых эксцессов. Но ситуация в корне поменяется, если будет реализовываться изложенный министром экономики план по переводу населения Беларуси на 100-процентную оплату тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По этому плану к концу 2016 года население будет оплачивать 50% показываемых монополистами затрат, к концу 2017-го эта цифра возрастет до 75%, а к концу 2018 года население будет полностью платить по монопольно установленным тарифам.

Пикантность ситуации придает тот факт, что именно этот министр должен бороться с монополизмом. Однако в опубликованном Министерством экономики «Основных итогах работы антимонопольного органа за 2015 год» речи о монополизме в сфере ЖКХ вообще нет: в отчете представлена легкая имитация активности, но основные монополисты обойдены стороной. Хотя очевидно, что обижать население повышением тарифов до стопроцентной компенсации затрат неэффективных и крупно оборзевших монополистов в сфере ЖКХ несправедливо. Но, тем не менее, это делается.

Эстафету ущемления интересов населения к собственной выгоде подхватили банкиры. В январе 2016 г. по депозитам юридических лиц банки платили ставку 25,3%, а по аналогичным депозитам для населения — 1,3%. Правда, по валютным депозитам разница меньше: если для юридических лиц ставка на срок выше года составляла 5,5%, то для населения — 4,1%. А ОАО «Беларусбанк», в котором обслуживается большинство пенсионеров, понизило ставки по пенсионным карточкам с 25% до 0,5%. Мол, дорогие пенсионеры, если вы сохраните свою пенсию (средний размер 2,9 млн рублей) на специально предназначенной для вас карточке, то вы получите достойное вознаграждение в сумме 1,2 тыс. белорусских рублей. На эти деньги вы сможете купить примерно полстакана молока (потеряв значительно больше из-за инфляции). Правда неплохое вознаграждение?

Отметились в давлении на население и таможенники, ограничив беспошлинный ввоз посылок из-за рубежа суммой в 22 евро и весом в 10 килограммов. Возможно также увеличение пенсионного возраста, причем без увеличения пенсий. Появились также идеи о сокращении декретных отпусков, а также об отказе от льготного кредитования строительства жилья.

Некоторые чиновники вообще потеряли страх и решили, что теперь с населения денег нужно брать больше, а обслуживать — хуже. Директор минского ГУ «Столичный транспорт и связь» В. Шкуратов после повышения тарифов на общественный транспорт объявил также о возможном сокращении движения общественного транспорта до 23 часов, рекомендовав в более позднее время ездить на такси. Вот так и видится, как обобранные новыми ЖКХ-тарифами и растущими ценами запоздавшие пенсионеры гордо катаются на такси. Но чиновника поправили и, наверное, объяснили. что население можно обижать только в соответствии с дорожной картой МВФ.

Пора бы вспомнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И если МВФ предлагает дешевый кредит, то плата за него обычно оказывается гораздо дороже, чем казалось сначала. Во многих странах-любителях МВФ реализация программ по получению дешевых денег оборачивалась дестабилизацией ситуации и сменой правительства. Поэтому как бы любителям обижать население не пришлось в скором времени задуматься о бесперспективности для них беззаветного служения МВФ.

При проводимой в настоящее время внутренней экономической политике скоро понадобятся козлы отпущения. И такими образцово-показательными козлами легко могут стать чиновники, которые думают лишь о том, как угодить МВФ, игнорирующие при этом падение жизненного уровня населения своей страны.