Представим себе такую картину. В столице Беларуси с большим размахом начались и проходят Дни России. На это грандиозное мероприятие в Минск приехала пятитысячная делегация, куда входят представители деловых кругов, владельцы крупных кампаний и банков, представители славных трудовых коллективов, звезды российской эстрады, а также многочисленные народные коллективы. В рамках Дней России в Минске прошли ярмарки в отдельных районах белорусской столицы, где российские товаропроизводители предлагали минчанам и гостям столицы дешевые и качественные российские товары. Для участия в Днях России в Минск прибыл президент Путин, который в ожидании своего белорусского коллеги, совершавшего визит в Соединенные Штаты Америки, тесно общался с мэром белоруской столицы Михаилом Павловым, который ознакомил российского лидера со строительством Минской кольцевой автодороги и продемонстрировал новые строительные технологии в микрорайоне «Красный Бор». Затем гость ознакомился с организацией торговли на рынке «Аквабел», а также провел товарищеский матч по дзюдо с командой минского горисполкома, закончившийся с ничейным счетом. Дни России в Минске завершились гала-концертом, где выступили Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Борис Моисеев, Иосиф Кобзон, Николай Басков, а также другие популярные артисты. Открывая концерт, президент Путин произнес приветственную речь и удалился для долгожданных переговоров с президентом Беларуси, который изъявил желание и нашел время, чтобы обсудить со своим белорусским коллегой ряд вопросов, представляющих взаимный интерес.
Невероятно? Не может быть? Не будем зарекаться. На свете все бывает, но сейчас не об этом, а о том, как иногда полезно посмотреть на ситуации с иной стороны.
Ритуальные мероприятия, которые проходят под общим названием «Дни чего-нибудь где-нибудь» — изобретение отнюдь не белорусское. Еще в советские времена было принято таким образом «пиарить» страны и народы. Заметим, что иногда подобные акции оказывались весьма интересными и, в конечном счете, полезными. Традиция «Дней…» кое-где сохранилась на постсоветском пространстве и активно продолжается официальным Минском. Только в прошлом году Дни Беларуси прошли в двух российских регионах — Воронеже и Санкт-Петербурге.
Последнее действо под названием «Дни Беларуси в Москве» должно было поразить своим размахом. Прав был посол Беларуси в России В. Григорьев, назвав акцию «крупномасштабным действом, какого не было ни за годы существования Советского Союза, ни после его распада». Около пяти тысяч представителей ведущих предприятий республики, торговых центров, деятелей науки и культуры из каждой области страны отправились в Москву, свыше 3 миллионов человек посетили мероприятия, проходившие в рамках Дней Республики Беларусь в Москве. «Внушает…», как любит говорит один популярный мультперсонаж. Однако поневоле возникают «вредные» вопросы «зачем» и «почему».
Официальные объяснения о том, что, по словам того же В. Григорьева, эти дни «сделали Беларусь ближе каждой московской семье» вряд ли могут быть приняты всерьез. Замечу, что, если верить все тем же официальным объяснениям, Беларусь и так всегда была близка не только москвичам, но и всему российскому народу. Обратимся лучше к практическим резонам.
Первое. За счет Москвы Беларусь во многом решает и собирается решать свои внешнеторговые проблемы. Согласно данным белорусского МИД, в прошлом году на торговлю с Россией приходилось 57,9% общего объема внешней торговли нашей страны, а за январь — июль текущего года этот показатель составил 57,3%. При этом более трети этого объема приходится как раз на торговлю с Москвой. По словам московского мэра, объем товарооборота Москвы и Беларуси превышает 3 млрд. долларов в год. И.о. премьер-министра С. Сидорский в разговоре с журналистами добавил, что белорусское правительство рассчитывает увеличить товарооборот с Москвой за 2004–2006 годы до 5 млрд. долл. Что же касается минского мэра, то он откровенно заявил, что если Минск заключит договор на длительное сотрудничество хотя бы с Южным округом российской столицы и «если нам дадут поторговать на таких условиях до Нового года, мы обеспечим себе безбедную жизнь на весь год».
Московский рынок для Беларуси действительно привлекателен, хотя судить о его перспективности только на основании данного мероприятия вряд ли возможно. Да и зачем было для решения чисто экономических вопросов везти в Беларусь все эти песни, пляски и гала-концерты? По-видимому, внешняя торговля видится официальному Минску в некоем ярмарочном варианте: «Пошел поп по базару поискать кой-какого товару…». Думается, что эффективность торговых связей с Москвой определяется вовсе не этим, а сугубо практическими факторами вроде «дешевле купить и ближе везти».
Второе. Дни Беларуси в Москве — это грандиозная PR-акция. Вопрос только в том, «Что пиарим?» На сей раз во многом «пиарили» преимущества белорусского образа жизни. Есть ли в том необходимость? Вот уже несколько последних лет белорусские и российские социологи отмечают в общественном сознании и белорусов, и россиян устойчивость представлений о том, что в России людям живется лучше. Например, по данным российского Фонда «Общественное мнение», проведшего всероссийский опрос, касающийся отношения граждан к объединению с Беларусью (сентябрь 2003 г.) 48% опрошенных заявили, что в России люди «в целом живут богаче и обеспеченнее», и лишь 14% придерживаются противоположной точки зрения. Заметим, что в этом отношении белорусы по отношению к себе менее критичны. Так, по данным НИСЭПИ в марте 2003 г. 39,5% белорусов считали, что уровень жизни в России выше, однако тех, кто считает, что россиянам живется лучше, тоже немало — более 34%. Все это не может не волновать официальный Минск, который не устает подчеркивать, что Беларусь — это не бедный родственник, просящий «приютить из милости», а равноправный партнер. В этом смысле сентябрьские «Дни…» — не единственная акция такого рода. Вспомнить хотя бы приглашение группы российских журналистов из региональных изданий, которые должны были донести до своих читателей «правдивую информацию о жизни в Беларуси». Нынешняя акция призвана была продемонстрировать, прежде всего, дешевизну белорусских товаров. Те, кому посчастливилось побывать в эти дни в Москве, были поражены низкими, если не сказать демпинговыми, ценами на продукты, одежду, обувь и пр. И все это в одном из самых дорогих городов в мире! Опять-таки, внушает…
Третье. Размах мероприятия, конечно же определяется его локализацией. Москва —это Москва, и здесь есть возможность «попиарить» интеграцию в целом. Даже официальные белорусские власти признают, что в отношениях Минска и Москвы сейчас не самый лучший период. Впрочем, последнее вполне объяснимо, чем более конкретные и прагматические вопросы возникают в интеграционном процессе, тем труднее идут переговоры. Это только о «вечной дружбе и добрососедстве» договариваться легко, а о газе и валюте куда как труднее. В любом случае лишняя эмоциональная «интеграционная волна» не помешает. Именно так, по-видимому следует трактовать слова посла Беларуси в России о том, что «союзные отношения с Россией не затухают, они могут затухнуть у политиков, но не у народа».
На фоне такого рода акции легче добиться и нужных аудиенций. Пресса много писала о том, что вопрос о встрече двух президентов не был решен до последнего момента. Так это или нет, можно судить лишь по косвенным свидетельствам. Напомним, что за последний месяц президенты виделись третий раз. 16 сентября в Сочи разговор шел о переходе на единую валюту, и тогда Александр Лукашенко заявил, что «за спиной обоих президентов идут нехорошие процессы». Через два дня президенты снова встретились в Ялте, на саммите глав СНГ, где, по словам заместителя главы администрации президента России Сергея Приходько, «состоялась короткая беседа». На нынешнем этапе переговоров Беларуси и России короткая беседа может выглядеть чем-то вроде «Как здоровье? Не дождетесь!» Встреча в рамках «Дней…» также выглядела практически секретной. Но важен сам факт — она состоялась, так что декорация была построена не напрасно.
Четвертое. Александр Лукашенко, как обычно, не упустил возможности «попиарить» и себя лично. Сама по себе задача правильная. Визит президента куда бы то ни было, пусть даже в деревню Пыркино N-ской области, — это всегда демонстрация имиджа. Вопрос только — какого. На сей раз имидж, как мне кажется, был выбран неудачно. Лукашенко предстал перед москвичами как крепкий хозяйственник, который заботится о развитии инфраструктуры своей столицы, знакомится с новыми строительными технологиями, беспокоится о безопасности транспортных магистралей и организации торговли. Не будем описывать московские маршруты президента — они известны.
Скажем лишь о том, что все его визиты и встречи — это визиты и встречи на уровне градоначальников. Сопровождавший Лукашенко мэр Москвы, казалось, еще больше подчеркивал сей факт. Не секрет, что Лукашенко и Лужкова связывают давние отношения. Назвать их дружескими, зная прагматизм московского мэра, я бы не решилась, хотя белорусский президент обычно настаивает именно на дружбе. Известно его высказывание все на той же встрече с российскими журналистами из региональных изданий, что « самые большие мои друзья в России: Патриарх, Лужков, Селезнев. Это люди, с которыми мы давно, давно дружим, и у нас нет никаких проблем. Трудно мне, я позвоню, надо помочь — помогут. Ко мне позвонят, надо в чем–то помочь, я откликаюсь немедленно. У нас очень высокий уровень взаимоотношений. Я очень ценю Лужкова за то, что он вообще от меня и от страны ничего не прячет. Где-то что-то изобретет, сразу мне покажет». Хочется верить, что так оно и есть. Но прием, оказанный Лужковым белорусскому президенту, сослужил последнему плохую службу. Лукашенко благодарил Лужкова за то, что тот показал «свои самые лучшие и ценные идеи — тоннели, переходы, монорельс, современный жилой микрорайон, легкое метро, торговые комплексы». Юрий Лужков в свою очередь отметил, что президент Беларуси «хорошо знает проблемы Минска, его хозяйственные и экономические вопросы». Что ж, и на том, как говорится, спасибо.
Разумеется, «Дни Беларуси в Москве» — лишь один из эпизодов в длительном интеграционном процессе. В последнее время одним из излюбленных аргументов белорусской стороны стало утверждение, что интеграция — это не результат, а процесс. Как тут не вспомнить известное высказывание ревизиониста Э. Бернштейна о том, что «движение — все, конечная цель — ничто». Однако очень хочется, чтобы в этом процессе мы не забывали о том, что Беларусь — это пока еще страна, а у «белорусских — собственная гордость».