Беларусь теряет преимущество низкой цены на газ — один из ключевых факторов конкурентоспособности отечественных предприятий.
Основная причина снижения цен на российский газ — падение мировых цен на нефтью. Разница между ценой на газ для Беларуси и среднегодовой экспортной «газпромовской» ценой стала заметно снижаться в последние пару лет, а в будущем году разница составит рекордно низкое значение.
По оценкам Минэкономики РФ, на фоне того, что нефтяные цены к 2018 году не поднимутся выше 60 долларов за баррель Urals, то в 2016 году «Газпрому» придется продавать газ по рекордно низкой средней цене — USD162 за тыс. куб. Отметим, что в 2014 году экспортная цена «газпромовского» газа составляла USD351, оценка на 2015 год — USD237 за тыс. куб.
Если исходить из прогноза Минэкономики РФ, то цена импортируемого из России газа для Беларуси в 2016 году может отличаться от среднегодовой экспортной цены «Газпрома» всего лишь на USD20-22 за тыс. куб. Для сравнения: в 2015 году эта разница достигала примерно USD100 на каждой тысяче кубометров.
Наш прогноз на 2016 год: сохранить нынешнюю цену
Белорусско-российские газовые отношения стали предсказуемыми после того, как в конце 2011 года было подписано пакетное соглашения о продаже «Газпрому» белорусской газотранспортной системы «Белтрансгаз», а Россия отцепила Беларусь от европейской формулы цены на газ и фактически привязала её к внутрироссийской цене.
Благодаря чему цена на газ для Беларуси была сразу же снижена примерно на 40% — со среднегодовой USD265 за тыс. куб в 2011 году до USD165,6 за тыс. куб. в 2012 году. В 2013 году цена составляла USD163 /тыс. куб, в 2014 году — около USD167-170. В первом полугодии 2015 года контрактная цена поставок российского газа в Беларусь составила USD139 /тыс. куб (без НДС), во втором полугодии — USD142.
Таким образом, благодаря новым союзническим договоренностям в последние 4 года на газовом российско-белорусском фронте все спокойно: Беларусь спокойно плывет в кильватере российской газовой политики. Фактически страна покупает газ в России по самым низким на постсоветском пространстве ценам, что является серьезным конкурентным фактором национальной экономики. Кстати, низкая цена на газ позволила правительству страны в течение нескольких последних лет не повышать энерготарифы для предприятий.
В 2016 году Беларусь рассчитывает сохранить нынешнюю цену на российский газ или, возможно, даже на ее снижение.
И для этого есть все основания. Цена российского газа для Беларуси определяется по особой формуле, которая во многом зависит от волатильности российского рубля, который в свою очередь зависит от мировых цен на нефть.
«Что будет 1 января 2016 года, сказать крайне сложно. Если ситуация будет сохраняться такой, какая она есть сегодня, то возможно небольшое снижение цены российского газа», — сказал 17сентября министр энергетики Владимир Потупчик, прогнозируя цену на стратегическое для Беларуси сырье. Правда, уточнил министр, белорусская сторона может рассчитывать на снижение цены газа лишь при условии, что Россия не станет повышать внутренние цены на газ для своих потребителей. Ели цены на газ для внутренних потребителей в России вырастут, то ценники поменяются и в Беларуси.
В России пока дискутируют
Как изменятся цены на газ в России в 2016 году, пока неизвестно. Сейчас в России в этой связи развернулась ведомственная дискуссия.
Весной этого года на правительственном уровне было предварительно решено, что тарифы на газ для промышленности и населения будут повышены на 7,5% в середине 2016 года. Однако в середине сентября текущего года Минэкономики РФ вновь скорректировало прогноз роста тарифов на следующие три года. Согласно новому прогнозу, тарифы на газ, которые предполагалось индексировать на 7,5% для промышленности и населения, теперь будут в 2016 году повышены лишь на 5%. Минэнерго уже выразило свое несогласие с таким подходом, но ФАС поддержала Минэкономики.
В 2017–2018 годах тарифы на газ для промышленности в России предполагается повышать на 7% и 6,2%, а для населения тарифы будут расти на 1 процентный пункт быстрее. По логике министерства, более умеренный рост тарифов на газ должен сдержать и цены на оптовом энергорынке, которые оказывают наибольшее влияние на потребителей.
Прогноз роста цен на электроэнергию для населения не изменился — на 8,5% в 2016 году, затем на 8% и 7,2%. Общий рост коммунальных тарифов в 2016 году не должен превысить 7%.
Впрочем, как отмечают эксперты, борьба за уровни роста тарифов имеет большое значение для конкретных монополий, а для потребителей она сейчас не так важна на фоне гораздо более значимых факторов — девальвации, инфляции, сокращения внутреннего спроса. Что же касается российских экспортеров (а это преимущественно крупная промышленность с наиболее энергоемкими предприятиями, то они и так уже получили значительный положительный эффект от девальвации, на фоне чего рост тарифов для них не является определяющим.
Новая фискальная нагрузка
Между тем, в России сейчас продолжаются поиски дополнительных источников денег для латания бюджета — 2016. Похоже, нефтяному лобби удалось «отбить» часть финансовых претензий Минфина, которое собиралось повысить доходы бюджета преимущественно за счет корректировки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Теперь дополнительные деньги планируется получит за счет экспортной пошлины на нефть. В рамках налогового маневра пошлина на нефть в 2016 году должна быть снижена с 42% до 36%. По расчетам нефтяных компаний, каждый процент снижения — это порядка 37 млрд. рублей.
Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев сообщил журналистам 28 сентября, что пока идет дискуссия, на какую именно цифру снижать — на 2%, на 0% или на 3%.
«Кроме того, речь идет об экспортной пошлине на газ, и наконец у нас есть источники, не связанные с деятельностью энергетики, такие как, например, прибыль Центрального банка», — добавил министр.
Обратим внимание, что А. Улюкаев отдельно упомянул экспортную пошлину на газ. Однако он не стал уточнять, идет ли речь о ее увеличении, но не стал отрицать, что изменение налогообложения газовой отрасли возможно.
Таким образом, пока нельзя быть уверенным, повысятся или нет внутренние цены на газ в России, и, соответственно, для Беларуси. Но в любом случае стабилизация низких цен на нефть ведет к утрате основного конкурентного преимущества белорусских производителей.