Находившийся в эмиграции бывший кандидат в президенты на выборах 2010 года Алесь Михалевич при попытке возвращения на родину был задержан пограничниками. Как дальше поведет себя по отношению к нему белорусское руководство на фоне своих достаточно энергичных попыток нормализовать взаимодействие с Западом?
Андрей Федоров.Трудно не согласиться с мнением, что возвращение Михалевича поставило официальный Минск в неудобное положение. Действительно, с одной стороны, амнистирование без суда, как известно, отнюдь не в традициях белорусской юриспруденции. С другой — он будет выглядеть, мягко говоря, непоследовательным, если, только-только освободив всех политзаключенных, практически сразу же создаст новый прецедент.
Вместе с тем сложность ситуации, в которой оказалось белорусское руководство, преувеличивать не следует. Наиболее логичным представляется следующий план его действий: не лишать Михалевича свободы полностью, но ограничить передвижение. Ведь следствие наверняка будет вестись хотя бы с целью выяснения, каким путем удалось ускользнуть из страны человеку, находившемуся под подпиской о невыезде. К тому же здесь едва ли кто-либо сможет предъявлять властям какие-то претензии — нарушение, как ни крути, было очевидным.
А вот если режим все же захочет экс-кандидата примерно наказать, причем незамедлительно, то подобная мера вполне может вернуть Беларусь к еще совсем недавнему противостоянию с западным миром. Чему, кстати, будет способствовать не очень внятная позиция Минска по поводу заметно активизировавшихся в последнее время попыток Москвы продавить-таки создание на нашей территории своей военной авиабазы.
Похоже, однако, что выбран все же первый вариант. По крайней мере, согласно самой свежей на данный момент информации, милиция Михалевича отпустила.
Соответственно, у Запада оснований для особого беспокойства пока возникнуть не должно. Что, впрочем, вовсе не исключает быстрого пересмотра его поведения в случае развития событий в противоположном направлении.