Как было отмечено в предыдущей статье «Кто заинтересован в теневой экономике?», многие нормы регулирующего характера, формально способствующие защите рынка или прав потребителей, на практике приводят к прямо противоположным последствиям. То есть благие намерения ведут к знакомой дороге в виде еще большего ухода предприятий «в тень», снижению конкуренции и выживанию только крупных, зачастую полугосударственных фирм, росту цен на готовые товары или услуги. Особенно заметно это в Беларуси, которая через лет десять-пятнадцать обязательно войдет во все учебники по экономической теории, на практике демонстрируя, что законы экономики действуют так же неизбежно и объективно, как и законы физики.

Просто законы физики действуют сразу и непосредственно, а законы экономики — с временным лагом. Именно поэтому в экономической теории есть понятия краткосрочного и долгосрочного периода.

Например, защитят ли, улучшат ли белорусский рынок импортного чая, кофе или обуви вводимые с 1 января марки?

Теоретически, с экономической точки зрения, маркировка товаров преследует две цели: фискальную (акцизы на алкоголь и сигареты) и протекционистскую (защита национального рынка от контрабандной продукции).

В то же время, с практической точки зрения, фискальный эффект маркировки является мизерным (как правило, марка стоит очень дешево), протекционистский — достаточно спорным (всё равно есть способы продажи немаркированной продукции). Таким образом, маркировка товаров только увеличивает транзакционные издержки предпринимателей и конечные цены продукции.

Тем не менее, среди членов белорусского правительства в последние полтора года маркировка приобретает всё большую популярность.

Начало процесса было положено в 2004 г., когда Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь утвердило «Инструкцию о порядке реализации, учета, хранения, уничтожения контрольных (идентификационных) знаков и контроля за их использованием».

В результате для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей стала обязательной маркировка контрольными (идентификационными) знаками таких видов товаров, как: пиво, масла моторные, масла растительные, икра осетровых и ее заменители, консервы рыбные, газированные воды, слабоалкогольные напитки, моющие средства.

Безусловно, такое нововведение, т. е. маркировка этих товаров, для субъектов предпринимательской деятельности повлекла за собой дополнительные расходы и затраты рабочего времени сотрудников. Ведь марки нужно купить, приобрести оборудование для их наклейки, нанять дополнительных работников.

В 2006 г. процесс маркировки потребительских товаров был продолжен и углублен. В печати появился проект постановления правительства, предполагающий маркировку обуви, чая, кофе и других импортных товаров. Для справки: ни в одной стране мира на обувь не наклеиваются марки.

Предпринимательские союзы и ассоциации, импортеры, даже сами отдельные чиновники пытались бороться с новой тенденцией, предлагая другие меры по защите рынка страны от «серого» импорта. Еще в апреле — начале мая казалось, что в кои-то веки в Беларуси разум восторжествовал, поскольку принятие постановления было отложено.

Однако торжество длилось недолго. Так, в конце мая постановлением правительства в перечень товаров, обязательных для маркировки контрольными знаками, дополнительно включены натуральный и растворимый кофе, его заменители, шелуха и оболочки зерен; практически все разновидности чая; обуви, мобильные телефоны и др.

Новый перечень начнет действовать с 2007 г. Казалось бы, стоимость одного контрольного знака составляет лишь 15 белорусских рублей и ни на цену, ни на себестоимость продукции данный факт почти не повлияет. Однако для нанесения знаков необходимо приобрести специальное оборудование, ручное или автоматизированное. Средняя стоимость ручных маркираторов составляет примерно BYR 300 000, а автоматизированных, в зависимости от производственной линии, от BYR 10 млн. и выше.

Более того, маркировка контрольными (идентификационными) знаками ввозимых на территорию Республики Беларусь товаров осуществляется импортерами за пределами республики. То есть, например, чай, ввозимый в страну из Китая, должен будет там же и маркироваться. Можно себе представить лицо и комментарии китайского экспортера чая в Беларусь. Учитывая емкость и привлекательность белорусского рынка, несложно предположить, что всё оборудование и марки в эти страны должны будут завезти белорусские экспортеры, получая удовольствие по формату 2 в 1: и головная боль, и рост расходов.

Однако оборудование по маркировке кто-то производит или импортирует в Беларусь. Так же как и контрольные марки кто-то должен напечатать. Именно эти фирмы и стоящие за ними люди и являются прямыми бенефициарами данного решения, поскольку ни бюджет, ни потребители, ни легальные импортеры от этого не выигрывают.

Таким образом, в результате очередных самых лучших намерений по защите белорусского рынка от некачественной продукции и «серого» импорта, цены для потребителей значительно вырастут, а ассортиментный ряд — сократится. При этом «серого» импорта в стране станет еще больше и теневой сектор расширится.

Дальнейшее тоже легко прогнозируется — в росте цен в очередной раз обвинят предпринимателей и импортеров, а для усиления борьбы с «нечестными» предпринимателями импорт этих товаров будет и дальше ужесточаться, вплоть до лицензирования и передачи эксклюзивных прав по импорту чая в страну отдельным, «заслуживающим доверие» фирмам.