20 июля Центризбирком завершил регистрацию инициативных групп претендентов на пост президента Беларуси. К следующему этапу игры — сбору подписей — допущены 8 инициативных групп. Можно ли строить прогнозы по поводу того, кто из участников предвыборной гонки будет зарегистрирован в качестве кандидатов?
Валерия Костюгова.При ответе на этот вопрос можно идти по длинному пути и, в первую очередь, взвесить возможности команд кандидатов собрать необходимое количество подписей (100 тыс.) в период с 23 июля по 21 августа. Но можно пойти более простым и коротким путем. Согласно мнению главы ЦИК Лидии Ермошиной, для того, чтобы выборы выглядели зрелищно и сохраняли интригу, оптимальным было бы участие 5-6 кандидатов. А Николай Лозовик, в свою очередь, заметил, что большинство кандидатов располагают необходимым потенциалом для сбора требуемых подписей. Учитывая вес этих мнений, которые являются не столько мнениями или даже прогнозами, сколько ориентировками для руководства избирательных комиссий, можно предположить, что со сбором подписей не справятся 2-3 претендента. Или же кто-то из них будет исключен за какие-то дополнительные нарушения и несоответствия.
Кто эти два-три кандидата? Разумеется, это не Александр Лукашенко — он дойдет до финальной стадии игры. Его ЦИК оставит из соображений интриги и зрелищности.
По тем же соображениям следует оставить как минимум одного из старых оппозиционных оппонентов. Если выбирать между ОГП и партией «Справедливый мир», то первый вариант, с точки зрения действующей власти, вероятно, является более предпочтительным. До сих пор никто левее самого Лукашенко, в президентских выборах не участвовал. В этом смысле Сергей Калякин — прецедент, который на фоне экономического кризиса может доставить «фавориту» гонки некоторый дискомфорт. Поэтому шансы Анатолия Лебедько несколько выше. Хотя, вполне возможно, в полуфинал будут допущены оба оппозиционера.
По поводу участия в кампании женщин Л. Ермошина уже высказалась положительно. В том смысле, что это полезно с имиджевой точки зрения. Но из двух претенденток — Татьяны Короткевич и Жанны Романовской — скорее всего, будет выбрана первая. Ж. Романовская представила минимальную инициативную группу и, вполне возможно, она не дойдет до этапа представления подписей в ЦИК.
У Сергея Гайдукевича есть серьезные шансы — если сам дойдет до ЦИК. В 2010 году, напомним, он не дошел, хотя подписи, по его словам собрал. В тот момент лидер ЛДПБ не пожелал участвовать в чересчур «многолюдных» выборах; нынешние в этом отношении будут более камерными (5-6 против 10 в 2010 году).
Казачий атаман Николай Улахович имеет меньше шансов понравиться ЦИК, чем Гайдукевич или Виктор Терещенко. Поскольку, в отличие от них, он уже лишил игру интриги, объявив, что целиком и полностью поддерживает главу государства, который, отметим, вполне самонадеян и не считает, что нуждается в поддержке. Гайдукевич и Терещенко — лояльные, но у каждого из них — нечто вроде «своей программы». Между тем: для Гайдукевича и Терещенко это уже четвертая по счету избирательная кампания. Учитывая что их основной соперник — все то же (пятикратный участник), для представителей ЦИК резонно было бы решить, что такой постоянный состав участников не способствует оживлению интриги.
По гамбургскому счету, следовало бы оставить только четырех кандидатов: Лукашенко vs тройка «оппозиционеров» — Калякин, Лебедько и Короткевич. Но ЦИК предпочел бы 5. Или 6. Поэтому Гайдукевичу или Терещенко, либо им обоим придется разъяснять электорату тонкие различия между их предвыборными лозунгами и мировоззрением Лукашенко.