? По словам председателя нижней палаты белорусского парламента Владимира Андрейченко, активизировалась работа по возвращению Беларуси статуса специально приглашенного в ПАСЕ, и в этом отношении имеются «подвижки»? Какие именно подвижки? Какие практические следствия для страны вытекают из восстановление статуса?
Денис Мельянцов.Задача восстановления гостевого статуса Беларуси в Парламентской ассамблее Совета Европы была актуализирована осенью прошлого года, когда Александр Лукашенко поддержал предложение председателя комиссии по международным делам Палаты Представителей Николая Самосейко вернуться к проработке этого вопроса. После этого состоялся целый ряд визитов функционеров СЕ в Беларусь, что было уже связано, скорее, с общим изменением контекста белорусско-европейских отношений и новым имиджем Беларуси как страны-миротворца. 5 июля спикер нижней палаты белорусского парламента Владимир Андрейченко заявил о заинтересованности в восстановлении статуса специально приглашенного в ПАСЕ, но при этом «мы не приемлем, когда нам навязывают какие-то условия в связи с возвращением этого статуса».
Напомню, что попытки восстановить этот статус предпринимались и в предыдущий период потепления отношений с ЕС в 2009 году усилиями тогдашнего и теперешнего спецдокладчика по Беларуси Андреа Ригони, но тогда Минск отказался выполнить главное условие Совета Европы — ввести мораторий на смертную казнь. На этом процесс и закончился.
Сейчас же ситуация повторяется практически полностью. И Минск, и Совет Европы готовы к сближению, но Беларусь не желает выполнять какие-либо предварительные условия. Даже такие минимальные как мораторий на смертную казнь. Здесь не лишним будет напомнить, что Беларусь была лишена статуса из-зана нелегитимного формирования парламента в 1996. И Совет Европы, по всей видимости, готов закрыть глаза на проблемы с демократией в Беларуси, но вопрос смертной казни по-прежнему остается железобетонной преградой на пути возвращения гостевого статуса. А здесь подвижек пока не наблюдается. Есть только интенсификация дискуссии.
Следует подчеркнуть, что официальный Минск заинтересован лишь в возвращении статуса спецприглашенного в ПАСЕ, но никак не в полноправном членстве в Совете Европы. Гостевой статус дает возможность работать во многих комитетах ПАСЕ (без права голоса и права избираться), участвовать в дискуссиях, он легитимирует белорусский парламент как демократически избранный институт. То есть, этот статус нужен официальному Минску для улучшения своего международного имиджа и получения дополнительной площадки для парламентской дипломатии. Полноправное же членство в СЕ налагает многие политические обязательства, главным из которых является признание юрисдикции Суда по правам человека, куда белорусские граждане смогут обращаться с исками против Республики Беларусь. Пример России показывает, что Беларуси в таком случае вполне вероятно придется понести существенные финансовые издержки. Поэтому Минск хотел бы ограничиться гостевым статусом и избежать ненужных обязательств и трат.
Сейчас сложилась очень благоприятная международная конъюнктура для сближения Беларуси с Советом Европы, и многие функционеры в Страсбурге, как и депутаты ПАСЕ, готовы мириться с «особенностями» белорусской политической системы. Но, по словам даже самых благожелательно настроенных к Беларуси депутатов Парламентской Ассамблеи, обойти требование отмены смертной казни Минску вряд ли удастся.