Публикации в белорусской государственной прессе я обычно стараюсь оставлять без внимания. Но телячий восторг, обуявший в «Советской Белоруссии» очаровательную г-жу Романову по поводу возвращения во власть бывшего (и нынешнего уже) премьер-министра Украины В. Ф. Януковича, настолько удивляет, что я просто вынужден высказаться.
Г-жа Романова пишет: «Нокаут Квасьневскому и послу США в Украине, которые конструировали Майдан и заверяли мир, что благодаря им „восторжествовала справедливость“. Что они скажут теперь? Наверное, промолчат… Время с декабря 2004 года до августа 2006-го было для Украины избавлением от иллюзий, пониманием, что никто за нее проблем не решит, а Евросоюз не взвалит на себя груз ответственности за стабильность — экономическую и политическую». Нина Васильевна, Вы вообще-то понимаете, что там произошло?
В декабре 2004 года Украина доказала, что ее народ имеет полное право на демократию. Что демократия — это власть народа, и что только народ Украины будет решать свою судьбу, а никто иной. В том числе не г-н Кивалов (аналог г-жи Ермошиной), не г-н Пиховшек (аналог г-на Зимовского) и не г-н Медведчук (гремучий сплав гг. Невыгласа и Пролесковского). Народ принял на себя ответственность!
Это очень хорошо понял тогдашний президент Украины Леонид Кучма. И еще лучше понял его зять, миллиардер Виктор Пинчук, который взял свою маленькую дочку и пошел с ней гулять на Майдан. Его очень хорошо знали в лицо — и никто не обидел, не тронул пальцем, даже, насколько я знаю, не сказал грубого слова. Потому что в момент народных революций не нужен ОМОН. Порядок есть кому соблюдать.
Присутствие в Киеве тогдашнего президента Польши Александра Квасьневского вовсе не означало, что Польша вмешивается во внутренние дела Украины или «взваливает на себя груз ответственности за стабильность». Ни в одном своем публичном и непубличном выступлении г-н Квасьневский не позволял себе сказать что-либо подобное. В 2004 году президент Польши прибыл в Киев в качестве высокопоставленного наблюдателя — по прямому приглашению своего коллеги Леонида Кучмы — как свидетель демократичности и прозрачности происходящего процесса. Это Леониду Кучме было принципиально важно, чтобы добровольность и демократичность его ухода была зафиксирована представителями как Запада, так и Востока, поэтому наряду с президентом Польши в Киеве оказался спикер Государственной Думы Российской Федерации Борис Грызлов. И это никого не удивляло. Финальный аккорд политической симфонии, исполненный «Данилычем», был сыгран чисто. И когда менее месяца назад уже бывший глава Польской Республики Александр Квасьневский прибыл в Киев, а затем в Ялту, телекамеры показывали его дружеские объятия с Леонидом Кучмой — искренние, подчеркну. Они оба могли торжествовать: демократия победила.
Да, Нина Васильевна! Происшедшее — не реванш «донецких», а именно торжество демократии. Возжелай Виктор Ющенко фальсифицировать парламентские выборы марта 2006 года, чтобы обеспечить своим сторонникам хоть сколько-нибудь приличествующий президентской партии результат, — это как раз и стало бы его поражением и поражением всего украинского народа. Потому что в 2004 году раз и навсегда победили принципы демократии, а не группировка, узурпировавшая право считаться демократической. И когда Партия Регионов шла на эти выборы, она точно знала: главное — фальсификации не будет! Потому и легкое разочарование — 32%, а они-то рассчитывали на значительно большее. А получили меньше, чем в 2004 году. И это очень хороший результат для всех. Включая самих «донецких».
И вот почему.
Я был в Киеве неоднократно. В том числе в 2003 году (два месяца), в 2005 году (три месяца кряду) и в 2006 году (в общей сложности около четырех месяцев). И я могу со всей основательностью сказать: Виктор Янукович 2004 и 2006 годов — это два разных политика, хотя и с биографией одного и того же человека. В 2004 году — политик, уверенный в праве власти держаться любой ценой, в том числе экономического и политического подавления инакомыслия и оппозиционности. В 2006 году — политик, понимающий необходимость политического компромисса, готовый к нему, достаточно гибкий, чтобы предлагать его первым.
Чему радуетесь, Нина Васильевна? Нынешний Янукович — живое опровержение того «принципа стабильности», которому Вы служите своим бесспорно талантливым пером. Он блестяще выучил уроки Майдана, и потому сумел вернуться во власть другим. Вы можете себе представить, например, гг. Сидорского, Тозика, Шеймана, Коноплева, Новицкого, которые бы так вернулись? А Ермошину? Кто ее включит в список кандидатов в депутаты — после позорной отставки? Где все эти Заметалины, Князевы, где будут Рубиновы, Пролесковские, Петкевичи et cetera, если Майдан станет реальностью и в Беларуси? Так что радоваться возвращению Януковича я бы не стал: это не возвращение, а приход нового человека, вступление его в новую воду.
Теперь о том «антизападном» пафосе, который почему-то свойственен всем Вашим публикациям по украинской тематике. Нина Васильевна, в Киеве только очень наивный журналист не знает, что Партию Регионов на этих выборах консультировали американские политтехнологи. С радостью раскрываю этот секрет Полишинеля и для Вас.
И последнее. Вы пишете: «Да, наверное, и сам Ющенко понял, сколь сомнительны были плоды „оранжевой революции“, коль главная мысль в его телеобращении была о предотвращении раскола страны. „У нас есть уникальный шанс свести оба берега Днепра“, — сказал он, представляя кандидатуру бывшего соперника. Собственно, украинским политикам придется дважды войти в одну и ту же реку — то есть попытаться уже самим, без западных советников и спонсоров, решить стоящие перед страной задачи. И в этом, на мой взгляд, главный урок, усвоенный после стояния на Майдане».
Знаете, Нина Васильевна, этот Ваш тезис — единственный, который не вызывает у меня возмущения. Но, боюсь, Вы плохо понимаете, о чем пишете. Вы просто представьте себе Александра Лукашенко, рекомендующего Александра Милинкевича на пост премьер-министра — ладно, не вице-мэра Гродно, а бывшего члена правительства Александра Козулина рекомендующего на премьерство, — и тогда Вы почувствуете разницу. Только не упрекайте меня разницей «процентов», полученных Козулиным и Януковичем. Я боюсь, рейтинг г-на Сидорского, иди он к премьерству из оппозиции, был бы еще ниже. Ибо, как известно, г-жа Ермошина считала бы этот рейтинг, а ее, в отличие от ее украинского коллеги г-на Давыдовича, проверить было бы некому: независимое наблюдение в нашей стране «уже сидит-с».
Впрочем, чего это я разошелся? Нина Васильевна, поедемте в Киев! Там тепло! На Крещатике можно пить пиво и рассуждать о демократии. Цены в кафе все еще ниже, чем в Минске. Поедемте — кофе за мной!