По имеющимся данным, Администрация президента подготовила решения, направленные на фактическую ликвидацию в Беларуси отраслевых концернов, так как их статус давно не отвечает современным требованиям управления предприятиями. Это касается также и ведущего концерна страны, объединившим нефтянку и нефтехимию, — «Белнефтехима». Его планируют разделить в соответствии с профильными направлениями деятельности: нефтянка, согласно планам, должна уйти под крыло Минэнерго, а вся нефтехимия — передана в подчинение Минпрому.
В концерне «Белнефтехим» возможные трансформации пока не комментируют. В последнее время более актуальной казалась тема создания на базе «Белнефтехима» нефтехимического холдинга. Председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко, отвечая в связи с этим на вопросы журналистов в марте этого года, лишь отметил, что создание холдинга на базе концерна относилось к одному из возможных вариантов развития. «Технически он отработан, но сегодня не рассматривается как основной. В нынешних реалиях мы видим, что существующая структура концерна „Белнефтехим“ пока должна быть сохранена», — сказал И. Ляшенко.
Удастся ли на этот раз нефтехимическому концерну сохранить свою структуру, пока неизвестно. Но определенные сомнения на этот счет есть. Тем более, что об организационной и структурной перестройке концерна говорят очень давно — по меньшей мере, лет 15.
Следует напомнить, что в соответствии с белорусским законодательством все концерны и производственные объединения Беларуси должны были сменить свой статус еще в 2001 году. 15 лет назад «Белнефтехим» предлагал свою программу структурной перестройки нефтехимической отрасли: создать республиканское унитарное предприятие (РУП) на базе Гомельского и Новополоцкого нефтепроводов «Дружба», ПО «Белоруснефть» и 38 нефтебаз. Получалось, что под «крышей» новой структуры концентрировались финансовые ресурсы ведущих предприятий отрасли. Поэтому неудивительно, что первая реакция на предложенный концерном вариант трансформации была резко негативной. Основные «киты» этой программы — ПО «Белоруснефть» и «Дружба» — отчаянно сопротивлялись вхождению в РУП.
В 2002 году идея создания на базе «Белнефтехима» РУП претерпела изменения — в пользу формирования финансово-промышленной группы (ФПГ). Соответствующий протокол о создании ФПГ на базе концерна «Белнефтехим» подписал президент Александр Лукашенко. Правительству вместе с концерном «Белнефтехим» было поручено до 1 октября 2002 года создать на базе концерна финансово-промышленную группу, которая должна была заработать уже с 1 января 2003 года. Но оппонентов создания подобной структуры оказалось слишком много, в том числе достаточно влиятельных, среди которых был и первый вице-премьер, курировавший в то время ТЭК, Сергей Сидорский. Поэтому по поручению помощника президента Сергея Ткачева госорганам было рекомендовано вернуться к обсуждению старого вопроса — созданию на базе концерна «Белнефтехим» холдинга.
Вслед за этим в 2005 году Совмин поручил ведущим министерствам страны в качестве одного из вариантов повышения эффективности работы нефтехимической отрасли страны рассмотреть возможность создания на базе «Белнефтехима» нефтехимического холдинга.
Инициаторы создания холдинга рассчитывали, что с его помощью удастся объединить все финансовые ресурсы предприятий концерна, что позволило бы, по их мнению, форсировать реализацию намеченных инвестиционных программ в нефтехимии. И хотя Минэкономики дало отрицательное заключение по этому проекту, правительство, тем не менее, потребовало создать нефтехимический холдинг на базе концерна «Белнефтехим» в течение 2006 года.
Рассматривались два варианта: создать холдинг на базе всего концерна «Белнефтехим» или же создать несколько вертикально-интегрированных холдингов на базе предприятий концерна. Наконец, после затянувшихся дискуссий А. Лукашенко принял решение в пользу первого варианта. Предполагалось поэтапно сформировать новую структуру с правом хозяйственной и коммерческой деятельности. Согласно планам, созданный на базе «Белнефтехима» холдинг должен был получить в управление по 25% акций вошедших в него предприятий. Новая структура должна была заработать с первого квартала 2012 года.
Однако такому сценарию жестко воспротивилось гособъединение «Белоруснефть», представители которого считали, что этот проект может финансово обескровить предприятие и застопорить его развитие. «Белоруснефть» пожаловалась на нехватку денег для поддержки нефтедобычи. Если же предприятие лишить финансовой самостоятельности, то нефтедобыча как самостоятельная отрасль вообще перестанет существовать в стране, подчеркивали представители «Белоруснефти».
Вслед за чем дискуссии вокруг преобразования «Белнефтехима» вновь оживились. Рабочая группа, которой поручено проанализировать разные концепции реформирования «Белнефтехима», предложила создать на базе концерна несколько вертикально-интегрированных холдингов по опыту Минпрома, где к этому времени появилось несколько холдингов по принципу технологической связки. По такому принципу собирались создать холдинги на базе ПО «Белоруснефти», ОАО «Гродно Азот», а также ОАО «Беларуськалий» с возможным включением в него ОАО «Гомельский химический завод» и т. д.
Однако и на этом эпопея с трансформацией концерна не завершилась. В августе 2012 года начальник управления совершенствования организационных форм управления Минэкономики Юлия Медведева сообщила, что «Белнефтехим» продолжает работать над концепцией создания нефтяного холдинга, но пока нет полной ясности в вопросе, как именно будет проходить это преобразование. «Возможно, будет создано три холдинга на базе „Белнефтехима“. Возможно, будет создан субхолдинг, который объединит в себе три эти холдинга. Возможно, это будет холдинг, который впоследствии будет представлять собой целую систему вместе с субхолдингами», — отметила Ю. Медведева. Как было заявлено, нужно понимать, что нефтехимия — такая отрасль, «в которой поспешность не приемлема».
Посему сомнительно, что руководство страны примет спешное решение по трансформации «Белнефтехима». Ведь при любом раскладе нововведение не решает главного вопроса: кто станет финансовым донором нефтехимических предприятий?
В частности, «Нафтан» поставляет продукты переработки нефти по корпоративным ценам предприятию «Полимир», а также ОАО «Могилевхимволокно». Предприятие ежемесячно теряет более 10 млн. евро вследствие поставок сырья белорусским предприятиям нефтехимии по корпоративным ценам, которые в несколько раз ниже рыночных.
Следует отметить, что несмотря на большое желание экс-председателя «Белнефтехима» Игоря Жилина устранить эти проблемы в отрасли — ликвидировать перекрестное субсидирование и товарное кредитование в системе концерна до конца 2011 года — решить ее не удалось до сих пор. В том числе и потому, что смена статуса концернов так или иначе предполагает необходимость коренной реструктуризации не только предприятий нефтехимической отрасли, но и всей белорусской экономики. Безуспешные попытки в течение последних 15 лет реорганизовать «Белнефтехим» свидетельствуют как раз о том, что белорусские власти к этому до сих пор не готовы.