Наверное, цыгане сказали бы что-то про бесперспективность новых зубов для трупа лошади, но мы будем в угоду официальной белорусской пропаганде, к чему оная многократно призывает, политкорректными и воздержимся от каких-либо жестких определений. И вообще. Еще раз обращаем внимание, что в «Медиаосмотрах» доминирует не мнение автора, а оценки различных СМИ. Все они, за исключением лишь «чэсных», пишут о явном провале очередного саммита СНГ.
«Белорусский партизан» пишет, что саммиты СНГ чем дальше, тем больше выглядят как организованные коллективные выезды для встречи с хозяином Кремля в надежде решить с ним двусторонние — деликатные или не очень — вопросы. Или попросить его выступить в качестве «разводящего» в отношениях с соседями по СНГ. Или заручиться его поддержкой на предстоящих выборах.
Политическую традицию последних двух лет — завершать политический сезон неформальным саммитом СНГ, Госсоветом и скачками — решили вновь продолжить. Но неформальный саммит СНГ напоминал, что отметили многие, заседание ЕврАзЭс или ОДКБ в расширенном составе.
Это же издание отмечает, что по главному вопросу саммита — перспективам реформирования СНГ — было принято «соломоново решение». Было решено, что новая организация будет работать по типу «восьмерки», с «шерпами» — заместителями председателей правительств стран-участниц.
Однако коллеги президента Казахстана список тем, на которых предстоит сосредоточиться в реформированной организации, расширили. Так, появилась «международная политика»: президенты решили, что надо выступать на международной арене с консолидированной принципиальной позицией. При этом «решения должны приниматься консенсусом и должны быть обязательны для всех».
Представить себе, что на таких условиях в новое СНГ войдут одновременно Армения и Азербайджан, Молдавия и Украина да еще и Грузия с Туркменией, невозможно. Следовательно, предложенная Назарбаевым схема в лучшем случае предполагает узаконить существование ОДКБ, объединяющее Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и, де-факто, Узбекистан в качестве правопреемника нынешнего СНГ. За вычетом останутся страны, входящие в ГУАМ, и Туркмения. Таким образом, закрепится уже существующая ныне на постсоветском пространстве конфигурация.
А вот президент Молдавии Владимир Воронин решил рискнуть и поднять в Москве вопрос о винах и приднестровском конфликте. Приехав в российскую столицу, он заявил в одном из своих интервью, что «винная война» с Россией — это «временное явление», и добавил, что «до сегодняшнего дня никто нам не прислал ни одного акта на бутылку некачественного вина». Говоря же о миротворцах, пребывающих на левом берегу Днестра, Воронин подчеркнул, что их миссия уже выполнена и российских военных необходимо заменить гражданскими наблюдателями.
В закрытом режиме лидеры СНГ совещались гораздо дольше, чем предполагалось. По крайней мере, на Московском ипподроме их заждались и первый заезд объявили до появления постсоветских лидеров.
Рассевшись за «круглым столом», «семерка» (Лукашенко на скачки не ездит) первым делом подняла тост. Гости из Азии — Назарбаев, Каримов и Бакиев — рюмки с водкой, а Путин, Алиев, Рахмонов и Воронин — бокалы с красным вином Bordeaux Chartron. Перед гонкой на приз президента было еще три заезда.
Хартия-97 подводит итог скачек. «В третий раз за всю историю Московского ипподрома скачку выиграли двое — азербайджанская лошадь Эшкия (№ 7) и подмосковный Сателлит (№ 4) пришли к финишу ноздря в ноздрю. Выигрышем, размер которого составляет около 30-35 тыс. рублей, закончился политический сезон 2005-2006 для Владимира Путина. Получив свой выигрыш, Путин покидал ипподром в прекрасном настроении».
Газета «Известия» подчеркивает, что неформальная встреча глав государств СНГ проходила в усеченном составе — вместо двенадцати лидеров в Москве собрались лишь восемь. По разным причинам не приехали президенты Грузии, Украины, Армении и Туркмении.
Грузинский президент Михаил Саакашвили, горячо желавший обсудить в Москве с Путиным напряженные до предела российско-грузинские отношения, решил остаться дома в последний момент: он дал отбой, когда его самолет уже готовили к полету. Такое решение, пояснил грузинский МИД, было принято после того, как выяснилась невозможность двусторонней встречи Саакашвили и Путина «из-за загруженности саммита». Президент Украины Виктор Ющенко не поехал в российскую столицу, сославшись на сложную политическую ситуацию в собственной стране. Президент Армении Роберт Кочарян объяснил свое отсутствие на саммите неважным самочувствием — простудился. А президента Туркмении Сапармурата Ниязова изначально не ждали — туркменбаши вообще последнее время не любит выезжать из своей страны и к тому же как раз сейчас отдыхает на берегу Каспийского моря.
Попутно скажем, что лидеры стран СНГ отправились на ипподром без супруг. В отличие от пришедших почти в полном составе губернаторов (первые региональные леди вовсе не были уверены в том, что посещение скачек обязывает их к ношению шляпки: Елена Батурина, например, пришла в совершенно мужском по силуэту костюме-двойке, без каких-либо признаков головного убора). Путин, едва сев за стол в vip-ложе, попросил убрать нацеленные на него объективы фото- и телекамер — чтобы ничей посторонний взгляд не мешал ни общению, ни проявлениям президентского азарта.
Телеграф на отсутствии Саакашвили делает особый акцент. «На встрече с президентом России лидер Грузии собирался обсудить южноосетинский конфликт, а также другие вопросы межгосударственного сотрудничества. Не получив согласие российской стороны на личную встречу с Владимиром Путиным, президент Грузии повернул свой кортеж обратно практически из аэропорта Тбилиси».
Лента.Ру делает акцент и на подобной мотивации президента Украины. «Кстати, и Ющенко, по утверждению заведующего отделом Украины и Крыма Института стран СНГ Кирилла Фролова, рассматривал саммит прежде всего как возможность переговорить с глазу на глаз со своим российским коллегой. Но поскольку в планы Путина это не входило, Виктор Андреевич предпочел остаться в Киеве, прислав, однако, президенту РФ приглашение в самое ближайшее время посетить мать городов русских. Здесь Ющенко, по всей видимости, рассчитывает без посторонних лиц побеседовать с Путиным о наболевшем, например о коварных планах „Газпрома“ вновь поднять цены на голубое топливо».
Газета «Белорусы и рынок» подчеркивает, что никто из гостей В. Путина не смог похвастаться, что имел двустороннюю встречу с хозяином саммита, хотя большинство высказывало на это надежду. Пожалуй, единственный, кто мог быть удовлетворен итогами саммита, — это Н. Назарбаев. «К ноябрьской встрече глав государств СНГ в Минске мы договорились уже обсудить конкретные вопросы и принять решение».