Резкое принятие палатой представителей Национального собрания новых поправок в закон «О средствах массовой информации», приравнявших информационные сайты к СМИ, примечательно по нескольким причинам.
Прежде всего, бросается в глаза абсолютно закрытый характер данного проекта. Фактически поправки были согласованы только с официальным союзом журналистов, а полный текст новой версии закона до сих пор отсутствует в открытом доступе. Потаенный и скоропостижный характер нововведений придает им четкий привкус спецоперации. Вот только кто выиграет от этих новостей?
Как известно, в Беларуси журналист — одно из самых неблагодарных и опасных занятий. Регулярные зачистки медиа-поля, затяжная война властей с независимыми медиа, практики экономического удушения «неправильных СМИ», судебное преследование журналистов-фрилансеров, высылка неугодных и аккредитация как инструмент политической цензуры, подмена медийной прозрачности действий руководящих структур парадом информационных фантомов на всех медиа-каналах, контролируемых государством… Все это закономерно выносит нашу синеокую на нижние строчки глобальных рейтингов медиа-свобод. «Дожимать» локальное поле печатных СМИ уже некуда: общественный вес нескольких оставшихся в строю вольных изданий можно считать арифметической погрешностью. Независимые авторы эмигрировали в сеть. Теперь за ними приходит власть.
Привычная державная риторика о необходимости защиты народа от недостоверной информации не выдерживает никакой критики в глазах любого, хотя бы минимально знакомого со смысловым полем государственных СМИ. Все гораздо проще: мифотворцам на госдотации не нужны конкуренты. Значит, надо послать к ним контролеров.
Озвученные властью по этому поводу тезисы о необходимости механизмов «ограничения доступа к продукции», не способствующей«развитию общества и государства», фактически означают зеленый свет для сетевой политической цензуры в ее классической версии –с постоянной фильтрацией информационных потоков, госконтролем над медиа-каналами и их политикой, преследованием инакомыслящих авторов и в перспективе — отлучением их от профессии.Ясно, что с интересами общества тут ничего общего нет.
Ключевое слово в этих заявлениях — «безопасность». То, что сетевая культура растет и развивается без официального благословления и вне административного контроля абсолютно справедливо расценивается авторитарным режимом как серьезное неудобство и стабильный источник дискомфорта. Но штука в том, что привычными методами с новой реальностью никак не справиться. Серия недавних процессов против независимых авторов, обвиненных в «незаконном производстве и распространении медиа-продуктов» способна вызвать истерический смех у любого блогера или регулярного актора Facebook’a.
Дорогие чиновники, вы проспали эпоху. Теперь мы все — медиа. Любой парень с планшетом или девочка со смартфоном. Любой обыватель, посылающий смс-ку из Варшавы в Стокгольм. Любая бабушка, ведущая соседке прямой репортаж с мобилки о своем переходе белорусско-литовской границы. Каждый, кто прочитал в сети новость — и перепостил другу. Мы работаем без лицензий. Мы приватно распространяем информацию. И в сети тоже. А теперь попробуйте забрать у всех нас наши «средства производства». Рекомендую начать с бабушкиной мобилы.