4 ноября в США состоятся промежуточные выборы в Конгресс. Их проводят посередине президентского избирательного цикла — спустя два года после выборов главы государства, полномочия которого заканчиваются через два с лишним года. На кону все 435 мест в Палате представителей — нижней палате американского парламента, а также 33 места в Сенате.
Кроме того, во вторник состоятся выборы губернаторов в 36 штатах и трех зависимых территориях — на Гуаме, американских Виргинских и Северных Марианских островах. Почти во всех штатах пройдут выборы в местные органы власти.
Внимание мировых СМИ к промежуточным выборам в Соединенных Штатах значительно меньше, чем к президентским. Это вполне объяснимо — в последние годы одной из их доминирующих тем стала внешняя политика, в то время как во время промежуточного цикла на первый план выходят внутренние проблемы. Тем не менее, выборы в Конгресс неизбежно связаны с президентскими. Практически каждый раз они превращаются в референдум одобрения действующего главы государства и его партии.
Кроме того, промежуточные выборы — благодаря концентрации на местных и локальных вопросах — могут служить индикатором состояния американского общества. Результаты голосования не только скажут о том, какая партия — Демократическая («ослы») или Республиканская («слоны», Великая старая партия) — пользуется большей поддержкой населения, но и ответят на вопрос о предпочитаемых ценностях современных граждан США. Готовы ли они предпочесть большую экономическую свободу, к которой прилагаются традиционные ценности, что сулят республиканцы, или же американцы выберут демократов? Последние более либеральны в социальной сфере, но при этом не готовы снижать надзор за бизнесом.
Электоральная математика
Сейчас республиканцы контролируют 45 из 100 мест верхней палате Конгресса. Большинство — 53 места — принадлежит демократам. Кроме того, в Сенате представлены два независимых законодателя от Мэна и Вермонта, которые обычно голосуют вместе с демократами. Как прогнозирует ресурс Politico, специализирующийся на американской политике, по итогам выборов во вторник расстановка сил может в корне измениться — уже республиканцам будут принадлежать 53 места, а демократам — 45. Такой же прогноз дает электоральная модель The Washington Post. «Слоны» смогут рассчитывать на появление в сенате представителей от Аляски, Арканзаса, Колорадо, Айовы, Луизианы, Монтаны, Южной Дакоты, Западной Вирджинии. Скорее всего, республиканец Пэт Робертс сохранит свое место сенатора от Канзаса, а в Джорджии республиканец Дэвид Пердью опередит кандидата от демократов Мишель Нанн.
Никто не сомневается, что «слоны» увеличат свое присутствие и в Палате представителей. Ресурс YouGov предсказывает республиканцам увеличение их присутствия в нижней палате Конгресса на 6-12 человек. Сейчас «Великая старая партия» контролирует 234 места в Палате представителей. Если, как ожидается, республиканцы по итогам голосования во вторник получат свыше 240 голосов в нижней палате, то их преимущество окажется даже большим, чем по итогам промежуточных выборов 2010 года. Именно тогда растущая популярность консерваторов и движения «Чаепития» позволили им выиграть 242 места. Для демократов здесь критичнее не то, что они вновь уступят своим основным соперникам, а динамика, которая свидетельствует о растущей поддержке республиканцев.
Неподготовленный слон против растерявшегося осла
Для демократов и республиканцев важность голосования 4 ноября определяется двумя факторами. Прежде всего, уверенное выступление партии на промежуточных выборах станет хорошей заявкой на президентскую кампанию 2016 года. Вдобавок, от исхода этих выборов будет зависеть расположение законодательной ветви власти к демократу Бараку Обаме. Сумеют его однопартийцы каким-то чудом отстоять свое большинство в Сенате — и глава государства сохранит возможность реализации хотя бы части инициатив своей администрации, например, провести миграционную реформу. Это должно способствовать большей популярности Демократической партии и создать ей «задел» на президентское голосование 2016 года. Сам Обама баллотироваться на высший государственный пост уже не сможет.
Ну, а стоит республиканцам оправдать прогнозы и вдобавок к Палате представителей получить контроль еще и над верхней палатой — нынешний президент теоретически даже может быть подвергнут импичменту.
Этот сценарий, который еще летом этого года казался фантастичным, с республиканским Конгрессом может стать реальностью. Палата представителей уже подавала в суд на Обаму, обвинив его в превышении полномочий при проведении реформы здравоохранения. Контроль над Сенатом позволит «слонам» действовать против демократов и лично против главы государства еще более активно и действенно.
В целом аналитики предполагают, что у Обамы и республиканского Конгресса есть два пути взаимодействия. Как отмечает The Economist, пессимисты прогнозируют, что сторонам не удастся преодолеть партийные разногласия. Таким образом, законодатели будут блокировать любые инициативы администрации, а президент будет вынужден управлять страной с помощью своих указов, не требующих одобрения Конгресса. Очевидно, что таким образом качество управления Соединенными Штатами резко снизится. Кроме того, это не позволит ни одной из партий заработать политические очки перед президентскими выборами 2016 года, а самому Обаме помешает окончательно оформить свое место в истории.
Более оптимистический сценарий предусматривает ограниченное взаимодействие победивших республиканцев с демократами в обеих палатах Конгресса, а также с администрацией. К прагматизму «слонов» и «ослов» подтолкнет не только патриотизм, но и собственные интересы — американцы все сильнее разочаровываются в своих представителях.
Как свидетельствует социологическое исследование Pew Research, результаты которого были опубликованы 23 октября, ни демократы, ни республиканцы не могут похвастать симпатиями более чем 50% американцев. И если Демократическая партия близка к этому порогу с 47% одобрения, то у Республиканцев этот показатель составляет 39%. Более того, среди опрошенных свыше 68% зарегистрированных избирателей заявили, что не хотят переизбрания большинства членов Конгресса. Это намного больше, чем во время выборов 2006 и 2010 годов.
Неэффективность работы последнего Конгресса неоднократно вызывала критику американцев. 28 октября — за неделю до промежуточных выборов — социологический опрос Rasmussen Reports показал, что лишь 8% потенциальных (likely) избирателей считают, что высший законодательный орган страны справляется со своими обязанностями на «отлично» или «хорошо». 62% опрошенных назвали работу Конгресса «неудовлетворительной». Это крайне низкие показатели.
Неудовольствие рядовых американцев могут вызвать и колоссальные траты на избирательные кампании. Кандидаты и партии израсходовали на промежуточные выборы 2014 года, по сведениям Центра за ответственную политику, $3,67 млрд. Это не намного, но все же больше, чем перед промежуточным голосованием 2010 года. Тогда на политическую рекламу было потрачено $3,63 млрд.
Сохранение негативных тенденций грозит всей политической элите Соединенных Штатов потрясениями. Пока ими в большей степени затронута Республиканская партия, которая с начала 2010-х годов пытается с переменным успехом примирить свое традиционное крыло с радикальным движением «Чаепитие».
Риторика весомей фактов
У промежуточных выборов в США почти не было общенациональной повестки — кандидаты сосредоточились на обсуждении местных проблем. Исключениями стали два феномена. Первый — это политика и личность Обамы. Для республиканцев голосование во вторник станет еще одной возможностью выразить свое недоверие и недовольство нынешним главой государства. Влиятельный сенатор-республиканец Рэнд Пол, который считается вероятным кандидатом на пост президента от Великой старой партии, прямо заявил в эфире CNN 2 ноября: «Выборы станут референдумом доверия президенту. Он [Обама] косвенно будет присутствовать в бюллетенях». Как отмечает Bloomberg, «слоны» приложили немало усилий, выстраивая свою кампанию вокруг критики Обамы.
Рейтинг президента в последнее время действительно значительно снизился. Кандидаты от демократов в Северной Каролине, Кентукки, Джорджии, Луизиане и на Аляске даже старались дистанцироваться от президента, в то время как республиканцы упрекали их за безоговорочную и бездумную поддержку всех действий правящей администрации.
Второй фактор, который оказывает едва ли не ключевое влияние на все выборы в США — состояние экономики. Видимое и никем не оспариваемое разочарование от Обамы и приближающийся успех Великой старой партии, свидетельствуют о недовольстве американцев положением дел в этой области. Настоящая же особенность промежуточных выборов 2014 года — это то, что они проходят в условиях своеобразного экономического парадокса.
С одной стороны, в большинстве штатов средний доход домохозяйств по сравнению с предкризисным 2007 годом не только не увеличился, а даже упал. В некоторых штатах, например во Флориде, средний доход домохозяйства в 2013 году оказался на 13,5% меньше, чем шестью годами ранее. Отсутствие осязаемого восстановления экономики настраивает избирателей против демократов. Их не спасают даже успехи администрации Обамы на макро-уровне. Например, дефицит бюджета страны за финансовый год, завершившийся 30 сентября, составил лишь $483,4 млрд. Это минимальный показатель за предыдущие шесть лет. За период с июля по сентября в пересчете на годовую динамику ВВП США вырос на 3,5%. Уровень безработицы составляет 5,9%, хотя еще недавно превышал 7%.
На этом фоне ведущие американские корпорации чувствуют себя более чем вольготно. Например, в прошлом году не-финансовый сектор страны получил прибыль в $885 млрд. Ключевые биржевые индексы S& P 500, Dow Jones, NASDAQ — в 2014 либо обновляли свои исторические рекорды, либо приближались к ним.
Другая часть экономического парадокса, помимо различной ситуации с экономикой в масштабах страны и домохозяйства — это неспособность демократов и лично Обамы в чрезвычайно благоприятных для них условиях выправить тональность общения с бизнесом, причем как с корпорациями, так и с малыми предприятиями. Частный сектор продолжил жаловаться на усиление регулирования и отсутствие поддержки со стороны правительства. В результате выборы в ноябре 2014 года пройдут в сравнительно благоприятных для правящей администрации обстоятельствах, но у «ослов» не получилось убедить рядового избирателя, что в улучшении делового климата есть заслуга их партии. Республиканцы смогли перехватить у демократов бизнес повестку — риторика оказалась убедительней дел.
В своей нынешней конфигурации экономический парадокс уже сыграл в пользу Великой старой партии. Куда более пугающим для демократов должно быть то, что он продолжит действовать и через два года — во время президентской избирательной кампании.
Урок на два года
Впрочем, в 2016 году многое может измениться. Республиканцы пока не могут представить свою позитивную программу — они выигрывают только за счет критики демократов и, прежде всего, Обамы. Шансы у республиканского Конгресса понравиться рядовому американцу минимальны. Уроки истории скорее благосклонны демократам. Поражение на промежуточных выборах в 2010 году не помешало нынешнему главе государства и выходцу из демократической партии уверенно одолеть своего республиканского соперника Митта Ромни в 2012 году. За Обаму тогда отдали свои голоса 332 выборщика, а за кандидата от «слонов» — 206 выборщиков. У «ослов» даже есть все шансы изменить свои отношения с бизнесом. Как свидетельствует социологический опрос Reuters/Ipsos, результаты которого были опубликованы 17 октября, планы демократов по налогообложению, американской экономике, занятости, поддержке малого бизнеса, энергетике были признаны лучшими, чем у их заклятых соперников. У демократов есть еще два года, чтобы доказать это самим предпринимателям.
Источник: RBC