«При диктатуре имеет здравый смысл,
то есть возможность конечного результата,
лишь движение Сопротивления».
Виктор Дашук
Извечный вопрос русской интеллигенции вновь встал на повестку дня всех противников А. Лукашенко, к которым относятся не только официальная оппозиция, но и политически активная часть формирующегося гражданского общества, которую можно определить как нарождающуюся третью силу. Ответ на данный вопрос может быть разным для представителей одних и других. Для того, чтобы попытаться ответить на поставленный вопрос, необходимо изначально дать оценку политической ситуации в стране, увязав ее с целями и задачами, которые собирается достичь та или иная группа противников режима.
Оценка политического момента
Прежде всего следует отметить, что прошедшие президентские выборы позволяют говорить о качественном измении политической ситуации в Беларуси. Анализируя их итоги, можно отметить следующее:
На выборах 19 марта скорее всего никто из кандидатов в президенты не преодолел 50%-барьер. Это означает, что А.Лукашенко больше не выражает интересы большинства избирателей и действительно перешел в разряд президента терпения.
Еще раз на практике было подтверждено, что выборов, как свободного волеизлияния граждан, в Беларуси больше не существует и при нынешнем режиме не предвидится.
Первая попытка «цветной» революции оказалась неудачной в силу своей неподготовленности.
Действующий режим продемонстрировал свою слабость: наличия нескольких десятков палаток на Октябрьской площади Минска оказалось достаточным для того, чтобы вызвать состояние безвластия в стране.
Число защитников нынешней власти достаточно ограничено. Власть реально может расчитывать только на спецподразделения МВД («Алмаз», СОБР и полк МОН), службу безопасности президента и ряд других мелких подразделений. Общая численность бойцов в данных подразделениях не превышает 5 тысяч человек, что делает их явно недостаточными для подавления массовых мирных протестов граждан. 100 тысяч протестующих могут режить вопрос о восстановлении демократии в стране. Подавляющая часть сотрудников КГБ и рядовых милиционеров в подавлении массовых мирных протестов населения принимать участия не будет, что очень напоминает ситуацию в Украине во время «оранжевой» революции.
Официальная оппозиция потерпела еще одно поражение от действующей власти и продемонстрировала свою полную неспособность реально бороться за власть.
В стране возникли зачатки гражданского общества, пока еще не организованного, которое не контролируется официальной оппозицией.
Появились два новых политических лидера: Александр Милинкевич и Александр Козулин.
Слабость режима А.Лукашенко была замечена российским правящим классом, который для предотвращения «цветной» революции у себя в стране взял курс на аншлюс Беларуси.
То, что А. Лукашенко не сможет удержаться у власти в течение ближайших нескольких лет, стало очевидным для российского руководства. Смещен он будет в результате очередной «цветной» революции, которая на этот раз произойдет в самой братской стране. После чего на повестку дня неизбежно встанет вопрос о демократической революции в самой России с палаточный городком на Красной площади или на Васильевском спуске. В силу национальной специфики «цветная» революция в России может вылиться в «бунт бессмысленный и беспощадный», с погромами на Рублевке, и возможным распадом страны. Это понимают многие в Кремле и делают все возможное, чтобы не допустить «цветной» революции в Беларуси. С точки зрения кремлевских стратегов одним из наиболее привлекательных вариантов погашения тлеющего очага революции у западного соседа выглядит присоединения синеокой к Росссии. Причем это необходимо делать как можно быстрее, пока противники режима Лукашенко не предприняли очередную, на этот раз успешную попытку мирной революции.
Что делать официальной оппозиции?
На данный вопрос лидеры оппозиции уже ответили — готовиться к выборам в местные советы. Видиимо, это единственное, что они умеют делать. Даже жителям Богом забытой деревни Гадюкино уже понятно, что выборов в нашей стране при нынешней власти нет и быть не может, тем неменее наиболее продвинутая часть оппозиции опять кричит о выборах по сценарию власти.
Год назад в замечательной статье «Бал Сатаны», опубликованной на страницах «Народной Воли», народный артист республики Виктор Дашук писал: «Интуиция подсказывает мне, что особого „веселья“ не предвидится и в 2006-м году, когда состоятся очередные президентские выборы. Оппозиция снова собирается взять власть через процедуру выборов по сценарию Лукашенко, не подозревая даже, что после выборов 2006-го политические биографии многих из них закончатся навсегда». К сожалению, первая часть предсказания известного кинорежиссера сбылась. Осталось дождаться, когда сбудется вторая часть данного прогноза.
За последнее десятилетие белорусская оппозиция незаметно трансформировалась в оппозиционную номенклатуру, создав некое закрытое акционерное общество (ЗАО), которое занимается освоением зарубежных грантов, позиционирует себя в качестве официального и единственного представителя всех противников режима и ведет непрерывную борьбу с политическими варягами. В реальной борьбе за власть оппозиционная номенклатура не участвует, так как не умеет и не горит желанием разделить судьбу Г. Карпенко, Ю. Захаренко, В. Гончара, А. Козулина, Н. Статкевича, М. Маринича и других ярких политиков. Достаточно хорошо известно, что любой политик, представляющий действительную опасность для А. Лукашенко, должен быть изолирован от общества. Методы изоляции вполне отработаны режимом. К ним относятся вынужденная иммиграция, тюремное заключение под надуманным предлогом или исчезновение.
Логика поведения лидеров оппозиции базируется на представлении, будто режим не может существовать вечно, так как нельзя обмануть экономику. Рано или поздно народ выйдет на улицы или здоровье опоры режима даст трещину. В силу этого вся практическая деятельность оппозиционной номенклатуры сосредоточена на борьбе за политическое выживание в ожидании власти. Исходя из этого, ее лидеры занимаются имитацией борьбы с режимом, проявляя некую активность только в период избирательных кампаний. Главные же свои усилия они сосредоточили на охране своих позиций от политических варягов, которые с повторяющейся переодичностью предпринимают попытки потеснить оппозиционную номенклатуру с занимаемых позиций и тем самым лишить ее возможности поруководить страной после смены режима.
Тактика лидеров оппозиции напоминает времена всеобщего дефицита, когда для того, чтобы купить импортную мебель или подписку на собрание сочинений известного писателя, надо было записываться в некие списки и регулярно отмечаться в очереди. Составителями и хранителями таких списков, как правило, были одни и те же люди. Нечто подобное наблюдается последие годы и в лагере оппозиции. Одни и те же люди предлагают себя в качестве кандидатов в президенты, определяют процедуру выборов единого кандидата, контролируют выборы делегатов на конгресс демсил, возглавляют избирательные штабы единых, создают некие теневые правительства, назначая себя премьерами, вице-премьерами, министрами. Смысл такой тактики тривиален — когда режим падет, а он падет рано или поздно, надо быть первым в очереди за властью. Для этого необходимо такую очередь создать и постоянно ее контролировать.
Который уже год общество пытается убедить лидеров оппозиции, что для тех ролей, на которые они так упорно претендуют, у них нет необходимых данных. Прекрасно на данную тему высказался В.Дашук в выше упомянутой статье: «Мне кажется, лидера нельзя выбрать, как председателя колхоза. На то он и лидер: он должен прийти сам и заявить о себе так мощно, что люди безоглядно поверят ему и пойдут за ним… „Заявить о себе“ означает совершить некие неординарные поступки или предложить потрясающие идеи… Плюс — яркий характер. Внешность. Возраст. Ум и т. д.»… Все бесполезно. Наши лидеры с упорством, заслуживающим лучшего применения, продолжают играть свою роль на бале Сатаны, сравнивая себя при этом с неким караваном. Что остается делать с таким ЗАО «Очередь за властью»? Ничего. Их нужно просто игнорировать. Надо дать возможность каравану номенклатурной оппозиции исчезнуть за барханами истории.
В силу того, что на повестку дня встал вопрос о сохранении суверенитета страны, номенклатурная оппозиция вновь стала предлагать свои услуги правителю в противостоянии имперским амбициям Кремля в обмен на кусочек власти. Оппозиционные политики не понимают одну простую вещь: они представляют некую ценность для режима только в своем нынешнем качестве политических статистов для имитации демократии в авторитарной стране. Их продвинутые экономические идеи никак не вписываются в модель государства, построенную правителем. К тому же, их уход приведет к тому, что оппозиционный Олимп тут же будет занят политическими варягами, которые могут начать игру по другим правилам, неприемлемым для А.Лукашенко. Так что хождение номенклатурной оппозиции во власть при Александре Григорьевиче выглядит маловероятным.
Так что же делать официальной оппозиции? Ничего. Чтобы официальная оппозиция не делала, у нее все получится как всегда.
Что делать А.Милинкевичу?
После последних президентских выборов в стране появились два новых лидера: Александр Милинкевич и Александр Козулин. Если первый, став единым кандидатом от оппозиции, может рассматриваться как политическая креатура партийных лидеров, особенно руководства БНФ, то А. Козулин создал себя сам. Причем второй, как и ожидалось, оказался гораздо более опасным для нынешней власти, за что был заключен в тюрьму. К сожалению, в силу своей особой опасности для режима, А.Козулин вероятно не скоро сможет выйти на свободу.
У делегатов конгресса демсил, который проходил в начале октября 2005 года, был трудный выбор. Они с разницей только в 8 голосов предпочли А. Милинкевича А.Лебедько, отдавая себе отчет в том, что за первым стоит тень БНФ с большим отрицательным потенциалом, который вряд ли поможет единому кандидату перетянуть на свою сторону голоса колеблющегося электората. Итоги голосования 19 марта поддтвердили данные опасения. Выбирая А.Милнкевича, многие делегаты конгресса связывали с ним надежду на демонтаж ЗАО «Очередь за властью», которое является одной из основных причин затянувшегося правления А.Лукашенко. К сожалению, данную задачу А.Милинкевич пока не выполнил. Складывается впечатление, что номенклатурной оппозиции, особенно лидерам БНФ, удалось приватизировать статус единого.
Сотни тысяч избирателей, проголосовавших за А. Милинкевича 19 марта, пока еще ждут от него конкретных шагов. Отсутствие свежих идей, типичная для оппозиционной номенклатуры тактика выжидания и имитации активности могут сыграть плохую шутку с политическим будущим единого. Кроме номенклатурной оппозиции пассивный Милинкевич сегодня очень выгоден режиму, которому нужно время для того, чтобы прийти в себя после мартовского кошмара. Смена своего штаба и реальное дистанцирование от БНФ являются сегодня самыми насущными задачами Александра Владимировича. Ему необходимо сосредоточится на выработке стратегии и тактики борьбы на ближайший период, а не ездить по стране в поисках поддержки, которая у него пока еще имеется. Публичное взывание о помощи к политтехнологам также работает против имиджа политического лидера. На этот счет прекрасно высказался известный российский политолог Станислав Белковский: «… идеальный политтехнолог — это политик, который делает себя сам и не верит в политтехнологии». В нынешней ситуации А.Милинкевич должен больше полагаться на свои знания и опыт, а не превращаться из ведущего в ведомого для В. Вечерки сотоварищи. Противники режима ждут от А.Милинкевича конкретных шагов по созданию движения сопротивления, которое он сам же и провозгласил. Начинать надо с подготовки нового конгресса демсил и делать это необходимо уже сегодня. Молодое поколение политиков, которые взяли на себя ответственность за Октябрьскую площадь, способно выполнить организационную работу по подготовке конгресса и стать тем ядром, вокруг которого можно сформировать движение.
Что же делать третьей силе?
Опять вернемся к статье В.Дашука. В мае 2005 года он писал: «В 2006 году у белорусов будет еще один экзамен, возможно, последний — на право называться НАРОДОМ. НАЦИЕЙ… Нужны другие правила игры, другая стратегия и тактика, другая форма отношений с властью и т. д. Это долгий разговор. А главное — нужны другие лидеры, более яркие, более привлекательные для электората». Десять месяцев спустя молодежь Беларуси свой экзамен на зрелость сдала на Октябрьской площади Минска и сдала на «отлично». Новые лидеры также появились. Пока еще остается открытым вопрос о выработке новой стратегии и тактики борьбы с режимом, и самое главное — о создании реального механизма борьбы за власть.
Мартовские события в Минске позволяют говорить о зарождении гражданского общества в стране, которое пока еще не организовано, но первые признаки его уже появились. В некоторой степени подтверждением данному выводу могут служить результаты опроса общественного мнения, проведенные НИСЭПИ в апреле месяце. На вопрос о том, зависит ли принятие политических и социально-экономических решений в стране от мнения ее граждан, более 42% респондентов ответили, что зависит.
За годы правления А. Лукашенко помимо бэнээфофобии в стране возникла еще одна фобия — оппозиционофобия. В конце 80-х — начале 90-х в народе существовало устойчивое мнение, что любой противник коммунистического режима непременно должен быть сторонником БНФ. Так было проще при двухцветном восприятии мира, внедренном в сознание советского человека. На самом деле это не соответствовало действительности. Нечто подобное наблюдается сегодня: с одной стороны А. Лукашенко, а с другой — официальная оппозиция во влаве с ее бессменными лидерами. Результаты многократных зондирований общественного мнения говорят о том, что в стране порядка 30-35% твердых сторонников Лукашенко и порядка 15-20% убежденных сторонников оппозиции. Это позволяет сделать вывод о том, что ни действующая власть, ни официальная оппозиция не выражают интересы половины населения страны. Та политическая сила, которая сможет завоевать умы этих людей, имеет все шансы на завоевание политической власти.
Что же делать представителям третьей силы? Прежде всего необходимо понять, что для завоевания политической власти необходимо создать механизм борьбы за власть. А. Лукашенко в 1993–1994 годах наглядно продемонстрировал, как это делается. Начинать следует с созданию общенародного движения сопротивления, с целью добиться проведения второго тура выборов президента (или новых выборов), а также для нанесения поражения режиму на референдуме об объединении с Россией, если такой референдум будет инициирован.
Приоритет задач может меняться в зависимости от складывающейся ситуации. Достичь обеих целей можно только в результате успешной «цветной» революции, которую надо было начать готовить еще вчера. Создание движения сопротивления следует начинать с организации комитета по подготовке общенационального учредительного конгресса движения сопротивления.
Лидерам палаточного городка необходимо взять инициативу по организации конгресса в свои руки, предложив возглавить оргкомитет А.Милинкевичу и А.Козулину или его представителю. На конгрессе должна быть дана оценка политического момента и итогов президентских выборов, выработана программа движения, стратегия и тактика действий, а также выбрабы руководящие органы движения. Два члена руководстводящего совета данного движения уже известны: они были избраны сотнями тысяч избирателями на прошедших президентских выборах. Остальных выберут делегаты конгресса. При этом необходимо очень осторожно относиться к возможным попыткам официальной оппозиции взять организацию конгресса в свои руки, так как она непременно завалит все дело.
Помимо этого, надо немедленно заняться выработкой новой тактики борьбы с режимом в чрезвычайно неблагоприятных условиях. Данная тактика должна включать в себя много компонентов, основными из которых должны быть консолодация и увеличение числа сторонников движения сопротивления и деморализация рядов противника. Для достижения обеих целей служат средстава массовой информации, особенно электронные.
А.Лукашенко сделал большую ошибку, закрыв практически все независиные печатные издания. Свободные от работы корреспонденты закрытых газет легко смогут найти работу на электронных СМИ, вещающих из-за рубежа, или сами создать новые радио- и телестанции за пределами страны. Причем, эффективность их слова в эфире может быть не сопоставимой с эффективностью слова печатного.
Исходя из сказанного выше, представляется необходимым сделать следующее:
Отправить молодежь в палаточные походы и на время прекратить малоэффективные акции протеста (за исключением акций 16 числа каждого месяца), чтобы сохранить людей и не растратить их революционный потенциал.
Как метод давления на приспешников режима, следует начать общенациональную кампанию «Никто не забыт и ничто не забыто» (название может быть любым), придав ей максимальную гласность. Для чего необходимо заняться сбором информации о всех основных приспешниках режима, замеченных в нарушении Конституции и законодательства страны, как-то: членах избирательных комиссий всех уровней, особенно их председателей и секретарей, членах «вертикали», сотрудников ОМОНа, «Алмаза», СОБРа, прокуроры, судов, и т. п. Очень важно опубликовать списки всех членов избирательных комиссий, особенно их «старожилов», которые принимали участие в выборах и референдумах, начиная с 1996 года. Ведь именно руками этих «счетоводов» решается вопрос о власти в нашей стране. Народ должен знать имена и лица тех людей, которым он обязан своим благополучием. Может быть тогда члены избиркомов научатся считать голоса или трижды подумают, прежде чем согласиться на работу в избирательной комиссии.
Потребовать от зарубежных правительств и международных организаций, которые спонсируют электронные СМИ, вещающие на Беларусь, перевести вещание на двуязычный белорусско-русский формат, увеличить объем вещания, начать вещание в ФМ-диапазоне с территорий Польши, Литвы, Латвии и Украины на приграничные районы страны, чтобы обеспечить надежный прием сигнала в Бресте, Гродно, Гомеле, Пинске, Лиде и других приграничных городах. Начать телевизионное вещание на приграничные районы, используя имеющиеся ретрансляторы граничащих с Беларусью демократических государств.
Можно и дальше заниматься перечислением необходимых шагов. Они достаточно очевидны для многих. Сегодня важно не тратить время, а немедленно начать создавать механизм для завоевания власти. Объективные условия требуют этого.