Согласно заявлению [главы администрации Специального административного района Сянгана] Ляна Чжэньина, обретение Гонконгом реального всеобщего избирательного права не нужно прямо связывать с 2017-м [год «перевыборов» главы администрации] или 2020 годом [год перевыборов законодательного собрания]. Ведь всеобщего избирательного права в Гонконге люди ждут на протяжении многих десятилетий, и конкретные даты здесь не более существенны, чем идущее параллельно обсуждение политических реформ в целом. Впрочем, учитывая складывающуюся ситуацию, маловероятно, что Пекин вообще предоставит Гонконгу полноценные избирательные права. Что мы можем сделать в поддержку всеобщего избирательного права, программы пандемократического блока партий и институтов гражданского общества?
Стратегии, использовавшиеся ранее, в том числе демонстрации в марте 2003 года, проведение неофициальных референдумов (как это делалось на референдумах пяти городских округов) или демонстрации-голодовки в правительственном офисе (как это происходило в конфликте вокруг строительства церкви на площади Ши), имели определенный успех. Однако есть сомнения в том, что такого рода протестов будет достаточно: можно предположить, что сопротивление Пекина реальному всеобщему избирательному праву в Гонконге будет сильным — в силу его широкой общественной поддержки. Таким образом, для того чтобы добиться этой цели, необходимы более серьезные средства. Избирательное право в Гонконге можно защитить оружием большей силы — тотальной оккупацией центра города.
Акция ненасильственного гражданского неповиновения — нарушающая закон продолжительная блокада центральных транспортных артерий Гонконга — временно парализует работу политических и экономических институтов города, чтобы заставить Пекин изменить свою позицию. Чтобы добиться эффекта, акция должна проводиться по следующим правилам.
1. Численность
Число участвующих в акции протеста должно превысить определенный критический уровень. Если демонстрации будут недостаточно многочисленны, полицейские могут просто разогнать их. До тех пор, пока число участников протеста не превысило этот критический уровень (предположительно это более 10 тысяч человек единовременно), протестующие должны противостоять действиям полиции — попыткам разогнать демонстрации, слезоточивому газу, работе спецподразделений по борьбе с массовыми беспорядками. После достижения критического уровня протестующих использование более действенных полицейских средств потребует от правительства заплатить слишком высокую для него политическую цену. И, разумеется, чем больше будет участников акции, тем эффект от нее будет сильнее.
2. Мобилизация лидеров общественного мнения
Необходимо обеспечить участие в протестах лидеров различных общественных групп, особенно тех лидеров, которые не фигурировали на общественной сцене раньше и не имеют репутацию радикальных политиков. Важно, чтобы мнение о происходящем высказывали в этот момент бывшие чиновники правительства, религиозные лидеры, ученые и т. д. Их участие в дискуссии о протестах продемонстрирует, что конфликт достиг кульминации, и тот факт, что люди, пользующиеся авторитетом, обсуждают акцию гражданского неповиновения, будет важным мобилизующим фактором для всего общества. Лучшим примером такого рода кампаний считаются кампании Ганди в Индии и гражданское движение Мартина Лютера Кинга в США — разумеется, за исключением его последующей судьбы.
3. Что недопустимо
Гражданское неповиновение есть нарушение закона, но это ненасильственное влияние одних людей на других, основывающееся на призыве к справедливости. Переход к насильственным действиям значительно снизит уважение к протесту и его привлекательность. Наилучший эффект будет достигнут в том случае, если еще до начала блокады городского центра ее участники заблаговременно, четко и в публичной форме объявят сроки оккупации и условия ее завершения, подпишут письменные обязательства по неприменению насилия и согласятся с исключительно мирным характером оккупации центральных магистралей города.
До формального начала блокады ее организаторы могут расклеивать или раздавать листовки с информацией о том, какие действия будут осуществляться в районе проведения акции. В ходе самой акции недопустимо перемещать запаркованные транспортные средства в затронутых блокадой кварталах. Демонстранты должны группироваться на пешеходных переходах и на крайних полосах автомагистралей, действовать преимущественно в момент, когда светофоры переключены на красный, — это обеспечит их собственную безопасность и безопасность третьих лиц.
4. Как продолжать
Для того чтобы и дальше аккумулировать политическую энергию и привлекать новые силы, блокада должна разворачиваться в пространстве. Иными словами, после начала акции необходимо расширять ее так, чтобы она распространилась на центральную площадь CivicPlaza. Акция должна подпитываться новыми участниками, которые могут присоединиться к ней через транспортные узлы центра города. Необходимо практически сразу создать центр информационного вещания, который как можно скорее должен обратиться к народу Гонконга через интернет и СМИ — с призывами и сообщениями о происходящем. Столкновение с властью несложно превратить в праздничное действо, политическое ралли должно стать уличным карнавалом. Это привлечет к блокаде внимание всего мира и окажет на ее оппонентов мощное политическое давление.
5. Признание незаконности своих действий
Акции гражданского неповиновения по определению являются нарушением закона, поэтому все их участники должны безусловно признавать, что они нарушают закон. После участия в блокаде ее участники должны добровольно заявить об этом правоохранительным органам, предоставляя им право решения о возбуждении или отказе от возбуждения соответствующих дел. Эти обязательства являются важной составляющей политической харизмы всего движения.
6. Выбор времени действия
Оккупация центра города — чрезвычайно мощное оружие, его нельзя использовать произвольно или в неподходящий момент. Оно должно быть применено именно тогда, когда Гонконг действительно может получить всеобщее избирательное право или, наоборот, когда других возможностей для этого не осталось. Если протестующие не смогут собрать достаточно сил для проведения успешной акции, недостаточное число ее участников не создаст необходимого политического давления.
7. Предварительное информирование
Нет необходимости использовать самое мощное оружие, если оппонент знает, что оно у вас есть и его применение вероятно. Таким образом, подготовка этого оружия к использованию не может быть тайной — это происходит открыто, именно поэтому участники подписывают обязательства о характере акции заранее. Только заручившись поддержкой более миллиона человек и значимого числа лидеров общественного мнения, организаторы могут приступать к подготовке основной части акции — в противном случае они могут столкнуться с мощным давлением со стороны других политических сил.
8. Целевой характер действий
Мы должны осознавать — задачей нашей акции является исключительно обретение реального всеобщего избирательного права в Гонконге. Вне зависимости от того, какие события сопровождают этот процесс, наша цель — заставить наших оппонентов вернуться за стол переговоров о конкретных действиях по практическому решению этой задачи и удерживать их от ухода от переговоров. Если оппонент не выполняет уже взятых на себя обязательств, акция может быть повторена.
Источник:Inliberty
Впервые: Hong Kong Economic Journal. 2013. January 16.