Почему ЕС отсрочил введение зоны свободной торговли с Украиной? Каковынаиболее вероятные последствия этого решения для Украины?
Алексей Туровский. Украинский МИД в своих официальных комментариях делает акцент на выгодности решения об отсрочке введения зоны свободной торговли для Украины. В частности указывается, что Брюссель сохранит автономные торговые преференции для Украины до 31 декабря 2015 года, что обеспечит украинским экспортерам доступ к европейскому рынку. Кроме того, пошлины от европейского экспорта, которые должны были обнулиться при полном применении ЗСТ, пока сохранятся и будут поступать в украинский бюджет. Также отмечается, что украинские производители получают дополнительное время для адаптации к режиму либерализации торговли и усилению конкуренции на внутреннем рынке. Но главное это то, что Россия отказывается от введения быстрых ограничительных мер в отношении украинского экспорта.
Независимые эксперты настроены более скептически. Во-первых, в течение пяти месяцев действия автономных торговых преференций украинские производители уже использовали годовые квоты беспошлинных поставок по целому ряду позиций (в первую очередь по сельхозтоварам). При этом по словам правительственного уполномоченного по вопросам евроинтеграции В.Пятницкого, полное введение ЗСТ позволило бы Украине получить «бонус в виде еще одного годового объема тарифных квот». Теперь же, без полного применения ЗСТ, переговоры об увеличение квот могут быть заморожены. А дополнительные квоты были бы сейчас очень кстати для украинских производителей, получивших мощный «допинг» из-за почти двукратной девальвации гривны.
Во-вторых, сохранение пошлин на европейские товары дадут украинскому бюджету порядка 3 млрд. гривен (или порядка 200 млн. долларов), цифра не слишком значительная. Причем понятно, что заплатят ее не европейцы, а украинские потребители.
В-третьих, в вопросе увеличения сроков для адаптации большинство экспертов видят скорее угрозу, нежели позитив. Украинские власти получили повод отложить важные, но болезненные реформы, связанные с гармонизацией украинского законодательства с законодательством ЕС. А это не только качество самого законодательства, стандарты, борьба с коррупцией, но также инвестиционный климат. Реформы отложены на следующий год, и проблема в том, что после прогнозируемо тяжелой зимы и малопредсказуемых последствий, мягко говоря, спорного «мирного плана» П.Порошенко есть высокие риски нового внутриполитического кризиса, когда политикам будет опять не до реформ.
В-четвертых, обязательствам России в Киеве мало кто верит. Не приходится сомневаться, что давление на украинский экспорт Кремль все равно продолжит, теми или иными способами.
Почему произошла отсрочка с ЗСТ? По неофициальной информации, инициатива исходила не от Киева, а от Брюсселя, где эту позицию жестко продавливала Франция. Таким образом, создан опасный прецедент, когда России было де-факто предоставлено право вето в вопросах двусторонних отношений независимых субъектов. Учитывая, что в ноябре прошлого года категорический отказ Брюсселя от такого варианта стал одной из причин (пусть и формальной) срыва подписания Соглашения об ассоциации В.Януковичем, столь резкий разворот сейчас можно рассматривать как серьезную капитуляцию и фактическое поощрение агрессивности Кремля.