С 1 июля индивидуальные предприниматели должны иметь документы на товар. Это делает их деятельность крайне затруднительной, однако ожидать от ИПэшников особой гражданской активности, увы, не приходится.

Обязанность иметь товаросопроводительные документы для индивидуальных предпринимателей с 1 июля установлена президентским указом № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами».

Подчеркнем, что речь не идет о пресловутых сертификатах, с которыми так отчаянно боролись предпринимательские лидеры. Опасность подкралась с другой стороны. Индивидуальных предпринимателей обязали иметь именно товаросопроводительные документы (товарные и товарно-транспортные накладные, кассовые чеки и пр.). Казалось бы, вполне нормальное требование, однако на практике выполнить его практически невозможно.

Товаросопроводительных документов на ИПэшный товар не существует в природе. ИП закупаются на разного рода вещевых рынках, на которых документы не дают по определению. Эти рынки являются каналом сбыта контрабандной и контрафактной продукции, на которую документов в принципе быть не может. А на остальной товар, даже если он вполне легален, продавцы документов не дадут — слишком мелкие партии товаров закупают белорусские ИП, чтобы ради них продавцы шли на затратные бюрократические процедуры.

Если же ИПэшники попробуют торговать «правильным» товаром со всеми документами, накладными, сертификатами, они просто вылетят в трубу. Такого рода товар стоит несколько дороже, а из-за небольших объемов ИПэшники не смогут рассчитаться с поставщиками, и, соответственно, будут проигрывать более крупным конкурентам, и прежде всего торговым сетям.

Понятно, что можно просто купить «левые» документы на товар. В России это не проблема. Но в последнем случае мелкие торговцы ощутят на себе всю мощь белорусских фискалов. Вычислить такие документы достаточно просто, а санкции будут просто огромными.

Более того, даже самые правильные документы могут оказаться «липой» с точки зрения белорусских властей. В своем недавнем разъяснении Министерство по налогам и сборам Республики Беларуси огласило перечень требований к таким документам и, нужно сказать, выполнить их крайне проблематично.

Прежде всего, документов должно быть два — накладная на товар и кассовый чек, подтверждающий оплату. Особо подчеркнем, эти документы будут считаться действительными при точном заполнении всех предусмотренных реквизитов.

Только вот белорусские ИП не могут влиять на процедуру заполнения таких документов, потому что их оформляет продавец. А квалификация российских продавцов очень часто вызывает сомнения. Кроме того, требования к заполнению документов в России не столь беспредельно жесткие, как в Беларуси. Поэтому весьма вероятны разнообразные ошибки и неточности.

В Беларуси же неточное и неполное заполнение товаросопроводительных документов влечет тяжкие последствия. Даже неверно поставленная запятая или неоговоренное сокращение могут стать основанием для признания документа не имеющим силы разнообразными контролерами.

Предприниматели же, не имея достаточной юридической и экономической подготовки, окажутся беспомощны в спорах с проверяющими и будут подвергнуты значительным штрафам, а их товары изымут в пользу бюджета.

Впрочем, в ближайшие девять месяцев мелкие торговцы еще смогут выкручиваться. Указ предусматривает обязанность ИП до конца июля представить в налоговые органы опись остатков товара и дает возможность реализовать этот товар до 1 марта 2015 года на прежних условиях. Понятно, под эту лавочку можно реализовать любой объем товара и даже привозить новый. Но с истечением переходного периода жизнь предпринимателей усложнится.

Однако маловероятно, что необходимость иметь документы заставит мелких торговцев свернуть свой бизнес. Скорей всего, они просто уйдут в тень. Ведь части ИПэшников уже давно нужно было иметь полный комплект бумаг, например, на меховые и кожаные изделия, но имели их далеко не все. Совсем недавно решением экономического суда Минска в доход государства были обращены шубы на общую сумму около 800 миллионов рублей. Шубы продавались без документов. То есть так действовали и будут действовать.

Можно ожидать возрождения схем торговли из 90-х. Например, «на свободное место». Можно иметь документы на 10 единиц товара, а 1000 хранить на тайном складе, а по мере реализации подносить на прилавок. И так будет происходить до тех пор, пока люди будут ходить на рынки. При этом рыночные торговцы будут выдавливаться крупными торговыми сетями с одной стороны, и подвергаться санкциям фискалов с другой.

Ожидать же от индивидуальных предпринимателей какой-либо серьезной общественной активности, массовых акций протеста и иных попыток защитить свои права, увы, не приходится. Разумеется, некие волнения в среде мелких коммерсантов будут, но во что-то серьезное они вряд ли выльются.

И причин тому несколько.

Прежде всего, ИПэшники никогда особо и не протестовали против ущемления своих прав, предпочитая приспосабливаться. Самым большим достижением стали однодневные «забастовки» предпринимателей, которые никому не причинили никакого вреда. На уличные акции протеста в самые лучшие времена выходили тысячи активистов и это при том, что в Беларуси больше 200 тысяч ИП.

Добавим, акции протеста и другие попытки защитить себя никогда не приносили большой пользы индивидуальным предпринимателям. ИП — единственный слой белорусского бизнеса, положение которого стабильно ухудшалось. И во многом это вина самих ИП и их лидеров, которые оказались просто не в состоянии грамотно лоббировать свои интересы.

Наконец, сегодняшняя ситуация затрагивает в лучшем случае треть ИП. Кроме того, достаточно длинный переходный период дает возможность каждому предпринимателю попробовать выработать индивидуальный план спасения.

Поэтому белорусские «челноки» предпочтут спасаться в одиночку, пытаясь приспособиться к новым условиям.