Сначала премьер-министр Мясникович категорически заявил, что доля импорта на отечественном рынке не должна превышать 15%. День спустя Мингорисполком, творчески подойдя к исполнению ценного указания, распорядился, чтобы доля белорусских товаров в ассортименте магазинов и общепитовских предприятиях должна составлять 85%. Разумеется, распоряжениями иных вертикальных структур политическая воля президента приобрела силу закона в соответствующих инструкциях ответственных, заинтересованных и исполняющих лиц.
Мнением потребителей-пок
После такой интенсивной «стимуляции» продавцов и покупателей, чиновники указали, что «у всех без исключения имеются возможности и резервы для увеличения объемов продажи белорусских товаров».
На самом деле, пока человек живет, у него есть и возможности, и резервы. В этой связи вспоминается магазин «Природа». На первый взгляд, там продаются разные попугайчики, рыбки, черепахи. Твари вроде бы импортные, но их разводят отечественные любители, которые сдают в магазин рыбок и попугайчиков. Не удивлюсь, если кто заведет и ферму по откорму крокодилов. Магазины, которые получат спецлицензии на реализацию отечественного мяса крокодила, выполнят норму на 100%. А с учетом шкур — на 110%. Получай себе почетные грамоты и квартальные премии от руководства. Если новый белорусский товар найдет платежеспособный спрос у населения. Ведь одно дело оформить витрину, другое — предложить покупателю качественный товар.
Например, во всех столичных универмагах, кроме совместных и иностранных, выставлены для продажи почти исключительно отечественные телевизоры. Но в общем количестве проданных населению аппаратов доля белорусских, по официальным данным, в первом квартале составила 12,2%. Все остальные — импортные. У разных товарах своя история, своя статистика и свои «возможности и резервы». Например, доля отечественных стиральных машин в товарообороте составляет 36,8%, холодильников и морозильников — 65,8%, строительных материалов — 52%, обуви — 57,2%, чулочно-носочных изделий — 81,1%, верхней одежды — 51,1%.
Понятно, что по этим позициям сформировался устойчивый платежеспособный спрос, который почти не меняется. Нельзя реализацию телевизоров поднять до 85%, поскольку давно сформировался потребительский стереотип, в соответствии с которым только импортные аппараты считаются престижной покупкой. Тот, кто покупает «Горизонт», вынужден объяснять знакомым причины, по которым он вынужден был купить «это». Можно радоваться тому, что люди не отказались покупать белорусские носки, но если надавить на покупателей, ограничить предложение импортных, то начнут их покупать за рубежом при всяких оказиях.
В торговле продтоварами тоже давно сформировались приоритеты. Вернее, их сформировала правительство, установив весьма прочные таможенные барьеры для импорта. Благодаря этим барьерам, скажем, тепличные ранние белорусские помидоры конкурируют с импортными, выращенными на грядках. В товарообороте овощей белорусские продукты имеют долю 77,2%, фрукты — 14,2%, овощные и фруктовые соки — 70,4%. Тут пропорции предложения и спроса определяются технологическими и производственным
Например, вполне естественно, что в структуре розничной торговли отечественные куриные яйца составляет 100%, масло животное — 99%, мясо, включая мясо домашней птицы и мясных продуктов — почти 100%. Масло растительное только — 23%, а моторное топливо — 99,6%. Очевидно потому, что растительного масла в Беларуси быть не может, потому его надо импортировать до нормы, а моторное топливо — наоборот, нецелесообразно.
Повлиять на ситуацию правительство не может, даже если захочет. Но оно очень часто проводит очень активную политику в сфере распределения. Но делает это настолько бесхитростно, что прежнее «ручное управление производством» теперь кажется высоким искусством.
Не для сравнения, но для усвоения. Некогда в Российской империи для евреев устанавливалась черта оседлости и утверждалась процентная норма для юношей, поступающих в высшие учебные заведения. В университеты попадали единицы, но они впоследствии создали интеллектуальную элиту страны и неформально возглавили ее. И упразднили черту оседлости.
Позже, при советской власти был фактически запрещен импорт ширпотреба, но пришел момент, когда статусные для западного обывателя вещи проникли в страну, они взорвали все — экономику, вкусы, привычки, традиции и политические предпочтения.
Какие цели на самом деле преследует правительство, устанавливая еще одну процентную норму, — непонятно.