Итоги президентских выборов в Беларуси будут подводиться еще не раз. Они наглядно продемонстрировали, в какой сложной и неоднозначной обстановке встречают белорусы 100-летие учреждения в бывшей Российской империи первой Государственной думы и начала развития парламентаризма местного розлива (который, как известно, через три месяца был батюшкой-царем благополучно прикрыт). При желании можно было бы найти известные параллели между тем, что происходило в России образца 1906 года, когда Николай II под давлением внешних и внутренних обстоятельств вынужден был пойти на пусть краткосрочное и косметическое, но урезание своих царских полномочий, и той трагикомедией, которую называют «волеизъявлением белорусского народа» и «свободными выборами президента Беларуси».

«Кунсткамера»

Впрочем, автора занимает другое: как на деятельность гр. Лукашенко А.Г. и руководимой им группы лиц смотрят на Западе. Нет, не на том далеком Западе, слабо представляющем себе, где эта самая Беларусь находится, и глубоко погруженным в свои евроатлантические проблемы. Речь идет об интересном социально-политическом явлении — «положительной» реакции части общественности стран Центральной Европы (в частности Чехии, Словакии и иного «дальне-ближнего» зарубежья) на события в Беларуси последних 10-12 лет. Как велика эта часть, сказать трудно; есть соблазн ограничить ее максимум числом избирателей, поддерживающих, например, коммунистов (в 10-миллионной Чехии они на последних выборах в парламент набрали около 800 тыс. голосов), но, думаю, это не совсем точные цифры. Сторонников «курса Лукашенко» можно было бы при желании найти как среди местных левых, так и среди здешних правых, особенно экстремистского пошиба. Что еще раз подтвердило бы тезис об эклектичном универсализме «курса» этого гражданина.

Понятно, что подавляющее большинство европейцев рассматривает данного политика в качестве… экспоната кунсткамеры. Или обитателя зоосада. Среди чувств преобладает смесь удивления, восхищения, брезгливости и опаски. Первые два в основном проистекают оттого, что можно смотреть, крутить головой, фотографировать. Эффект присутствия, короче. Но палец в рот «экспонату» класть не рекомендуется. Безопасность гарантирует высокий забор вольера (в данном случае — членство в НАТО и ЕС); чудище лесное хорошо просматривается по ту сторону забора, можно спокойно обсуждать его тактико-технические характеристики исходя из гипотезы, что столкнуться лицом к лицу не придется.

Большинство тех же чехов и словаков понимают, кто такой Лукашенко и какого рода «счастье» несет он белорусам. Показательно, что в развернувшейся в Чехии предвыборной парламентской кампании соперники нет-нет да и обзовут друг друга: «Ты, мол, такой-сякой, Лукашенко, одним словом!..» Имя этого человека стало отрицательно-нарицательным в лексиконе как правых, так и левых (имею в виду социал-демократов).

Одновременно «чехословаки» с некоторой долей присущего им здорового пессимизма оценивают как действия белорусской оппозиции, так и способность народа к активному сопротивлению. Минимум за неделю до того, как белорусские избиратели в едином порыве двинулись к урнам, этому чехословацкому большинству всё было ясно. Они не могли даже предположить, что в 2006 году Лукашенко откажет себе в еще одной «элегантной победе».

«Так надо»

Но есть и другие жители «ближней Европы», которые взирают на гр. Лукашенко с… надеждой и благоговением. Вот такой, мол, лидер, нам, постсоциалистическим славянам, и нужен. Этот бронебойный тезис действует, оказывается, не только на белорусов и жителей иных постсоветских стран, но и на граждан бывшего социалистического лагеря. Насчет россиян — тут у автора иллюзии отсутствовали давно и бесповоротно. Попытался как-то в виртуальной беседе с несколькими приятелями из РФ нелицеприятно отозваться об Александре Григорьевиче, но был в нескольких случаях тут же довольно жестко одернут, мол, АГЛ — мужчина серьезный, о народе заботится, как отец родной, так что руки прочь, марать светлое имя не моги и т. д. Нам бы такого харизматика, да вот, приходится довольствоваться г-ном Путиным, на безрыбье и рак рыба, между тем как некоторые гнилые белорусские интеллигенты своего счастья не ценят, что имеют — не хранят, потерявши же, будут плакать горючими слезами, — таков был в общих чертах лейтмотив этих гневных филиппик.

Российских «завистников на аппетитный белорусский каравай» было процентно немного, но важен был сам факт их существования, тем более в журналистской среде, обыкновенно не склонной к сотворению кумиров подобного рода.

Но не думал автор, не гадал, что фанаты Лукашенко существуют и к западу от Бреста. Например, «официально приглашенные» на президентские выборы наблюдатели — они ведь были не только из России и других стран СНГ; чешское телевидение, к примеру, в горячие мартовские деньки цитировало наблюдателя с Бермудских островов, которому белорусское голосование очень понравилось; высокий уровень здешнего демократизма бермудец усмотрел в том, что местные жители могут… являться на избирательные участки со своими детьми, а вот на Бермудах это строго запрещено.

Экзотический бермудский товарищ был не одинок в восторженных оценках. Вот еще одно мнение о белорусских выборах — интервью с депутатом словацкого парламента от коммунистической партии Дагмар Болловой, опубликованное в местной левой печати. Интересен уже сам его заголовок: «Оппозиционные демонстранты в Минске были „обколотые“ и „обкуренные“ с подзаголовком: „Лучше быть парадной витриной Востока, чем мусорной свалкой Запада“. Госпожа-товарищ Боллова с 18 по 23 марта была в Беларуси в качестве независимого наблюдателя ОБСЕ.

«Другая страна со своими нравами»

»…Накануне была организована встреча с оппозиционными кандидатами. От них мы узнали, что выборы не подготовлены, они не будут свободными, результаты будут подтасованы… Представитель Лукашенко ознакомил нас с достижениями Беларуси, а также с тем, чего президент хочет достичь, если будет избран вновь… Меня пригласили поучаствовать в передаче БТ и высказать свое мнение. Некоторые словацкие СМИ потом обвинили меня в том, что я внесла вклад в победу Лукашенко… Таких глупостей было сказано более чем достаточно. Лукашенко не нужна была моя поддержка. Белорусы ему верят.

Гражданам Словакии всё время пытаются внушить, что Лукашенко — это последний европейский диктатор. Скажу так: кое-что там обстоит иначе, нежели у нас, но… это другая страна, со своими нравами. Если речь идет о том, что оппозиционные кандидаты там имеют ограниченный доступ к СМИ… то я привела в выступлении по телевидению наш пример. Мы — демократическая страна, но Компартия Словакии, хотя и является парламентской партией, не может использовать средства массовой информации так, как правящие партии или даже как иные оппозиционные политические субъекты…

…Кое-кто из числа моих коллег-наблюдателей приехал, изначально будучи уверен в том, что будут манипуляции; например, американец смеялся над тем, чего Лукашенко хочет достичь за последующие пять лет. Но реальность такова, что никто из наблюдателей не имел никаких существенных замечаний по поводу хода выборов…

Демонстрации оппозиции… были только в Минске. А вообще повсюду царило спокойствие… Минск — это столица, где сконцентрирована молодежь, на которую сделали ставку организаторы демонстраций. Большинство задержанных были дети… Они были переданы родителям, которые могли отвезти их домой. …СМИ не сообщили о том, что большинство детей было под воздействием алкоголя и наркотиков. Мне об этом рассказала врач, которая их осматривала; дети были замерзшие, переохлажденные, там для них приготовили горячий чай… Демонстрация проходила на площади, которая служила ледовой площадкой для катания на коньках. Некоторые как раз под влиянием препаратов, которые детям употреблять нельзя, садились на землю, в результате — переохлаждение…

Представителей ЕС разгневали брутальные (по их мнению) действия сил безопасности. Но как дело было на самом деле? Полиция на площади призвала демонстрантов разойтись. Кто послушался, тот спокойно ушел. Кто не захотел, того погрузили в приготовленные автобусы и отвезли с площади. Полиция была вооружена дубинками. В то же самое время проходили демонстрации во Франции, где полиция применила даже водометы. Протестовали ли наши или другие представители против гораздо более жестких действий полиции во Франции? Нет, никого это не возмутило.

…Белорусы верят своему президенту. Как ему удалось достичь этого? Когда мы заговаривали с людьми на улице, слышали в ответ: у нас есть работа, в стране бесплатные образование и здравоохранение, качественные и дешевые продукты (государство солидно дотирует земледелие), небольшая квартплата, все получают зарплату или пенсию. Люди говорили: «Зачем нам пускаться в разные авантюры?» Лукашенко подготовил замечательную программу для 30 тысяч сирот, живущих в Беларуси. Их полностью обеспечат, все будут жить в детских домах за счет государства. Многодетные семьи получат скидку при покупке квартиры, в зависимости от количества детей. Например, если в семье трое детей, скидка — 15%, четверо — 20%, пятеро — 25% и так далее. Безработица там равна 1,5%…

Люди в Беларуси остро реагируют на то, что Североатлантический альянс замыкает кольцо вокруг их страны. Они очень хорошо понимают, что Запад так сильно старается их подмять под себя, потому что их государство тесно связано с Россией. Знают, что на границах с ними НАТО пытается разместить системы вооружений. США уже ведут переговоры с Польшей, Чехией и Венгрией, которые вызвались сотрудничать добровольно, чтобы на их территориях были установлены баллистические ракеты в шахтах, причем это оружие может быть не только оборонительного, но и наступательного характера. Поэтому белорусы решили, что лучше уж они будут витриной Востока, нежели свалкой Запада».

Выступление тов. Болловой в чехословацкой печати автор назвал бы ярким образчиком «оголтелой коммунистической пропаганды» (да простят меня уважаемые члены Партии коммунистов Беларуси), принцип которой лучше всех выразил В. И. Ленин: «по форме — верно, по сути — издевательство». Даже спорить неохота. Если Минск заплатил ей «гонорар», автор бы на месте руководства лукашенковского агитпропа требовал возврата вознаграждения. Сработано некачественно. Впрочем, иначе и быть не могло. Пропаганда — она пропаганда и есть.

«Смеющиеся бестии»

Таковы вести из Словакии. С чехами всё сложнее. Покойный Рейнхард Гейдрих, «отец» гестапо и рейхс-протектор Богемии и Моравии, назвал их «смеющимися бестиями». Как чувствовал, что эти «бестии» его в конце концов укокошат… В чешском обывателе очень силен дух противоречия. Так же, как он не верил при коммунистах в сказку о «коварном империализме» и «загнивающем Западе», так и сегодня не особенно верит в официальную точку зрения Евросоюза о Лукашенко как «последнем диктаторе Европы» (увы, газетчики и политики затерли фразу до тусклого мерцания клише).

Вот как реагировали читатели одного из самых популярных в Чехии серверов www.seznam.cz на «триумф» белорусского президента. Понятно, что картина на чате одного из серверов не может отражать общей ситуации в стране. Но как иллюстрация — интересно. На форуме сайта есть возможность голосовать за понравившийся постинг. Максимальное количество голосов набрала реплика: «Поздравляю. Беларусь — это одна из немногих стран, которая не лижет задницу Америке и ЕС. Поэтому люди любят Лукашенко и дали ему столько голосов на выборах».

На втором по популярности месте разместилось следующее мнение: «У нас в Беларуси — десятки друзей. Ездим к ним в гости, они ездят к нам, в принципе, без проблем, если не считать компостирование мозгов при получении визы… Более половины из них занимается бизнесом. Лукашенко в их представлении — самовлюбленный кретин; с политической точки зрения они его стараются не замечать. А вот что касается экономики, слова плохого о нем не скажут — это единственная страна из всего „восточного блока“, где нет нищеты, где у всех, кто работать хочет, есть работа, где функционируют медицина, образование, есть где жить…» Тоже, согласитесь, лестно для главного обитателя «Красного дома», исключая, конечно, фразу о «самовлюбленности».

Хор чешских голосов, которые пытались спорить с согражданами, столь положительно оценивающими деятельность первого президента РБ, словно только что вступили в БРСМ, — этот хор был многочислен, но разрознен. Явно было видно, что им не хватает аргументов, как порой не хватает аргументов, чтобы доказать, что Волга действительно впадает в Каспийское море, что небо в хорошую погоду обычно голубое, а лошади, как правило, кушают овес и сено. Фальцет нервных выкриков о том, что, мол, кое-кто забыл, какой режим правил в коммунистической Чехословакии до 1989 года, и что такое госбезопасность, страх репрессий и так далее, не убеждает тех, кто думает иначе. Сторонники АГЛ отвечают, что не так страшен черт, как его малюют, чешская госбезопасность и диссиденты по большей части сидели в пивных и делали вид, что борются друг с другом, иногда в рамках приличий обостряя отношения, чтоб хозяева не ругали за бездеятельность, а широких масс никакие репрессии не касались, они строили себе светлое будущее кто во что горазд. Причем без всякой свободы и демократии.

»…Но паразиты — никогда!»

Видимо, данная категория чешских респондентов представляет себе сегодняшнюю Беларусь этакой ЧССР времен «мягкой агонии» коммунистического режима в 1985-89 годах. И вообще, говорят они, Гуантанамо в Беларуси есть? Тюрьма Абу-Грэйб есть? Нет? Вот то-то же. Разберитесь сначала со своими бандитами-американцами, которые, чуть что им против шерсти, тут же начинают бомбить всё, что шевелится, а сами у себя во Флориде не могут голоса избирателей правильно подсчитать. Разберитесь сначала со своими разбойниками-французами, которые миллионные демонстрации студентов разгоняют при помощи полчищ до зубов вооруженных полицейских. Не вам, мол, учить белорусов демократии.

Белорусы сами разберутся. И это один из выводов, который следует из виртуальной перепалки чехов. Их мнимая аполитичность — лишь личина, за которой скрывается готовность выйти на улицы, если им самим что-то в действиях собственных властей придется не по вкусу. Многие из них наверняка стояли в ноябре 1989 года на Вацлавской площади в Праге, в многотысячной толпе, которая протестовала против коммунистического режима. Они всё помнят. И считают, что сами добились своей свободы. По большому счету, они правы, никто не мог им гарантировать, что власти не найдут какого-нибудь павлюченко и не устроят бойню.

Они пошли. Победили. И теперь могут пользоваться благами того мира, который им не запрещается сколь угодно жестко критиковать. Но при этом на ПМЖ в Беларусь не едут, «бестии».