После завершения президентской кампании основная политическая интрига Украины свелась к тому, будут ли объявлены досрочные парламентские выборы, а если да, то когда? К досрочным выборам стремится новый президент Петр Порошенко и его союзник Виталий Кличко. Их мотивы понятны. Нынешний рейтинг Порошенко слишком конъюнктурен, а значит его стабильность вызывает большие сомнения.
Тем более, что сам Порошенко никогда не был силен в публичной сфере, а его прошлые появления под «огнями рампы» заканчивались громкими скандалами (в 2005 и 2006 годах). Всю нынешнюю избирательную кампанию он старательно держался в тени, решая главную задачу — не наделать глупостей и не наговорить лишнего. Но сейчас он уже не может позволить себе держаться в тени. Да и объективный анализ ситуации явно не предвещает ему каких-то успехов. Война на Донбассе даже при благоприятных сценариях затянется на месяцы, а возможно и годы. А реформы по рецептам МВФ, которые ему придется проводить, потому что без внешних заимствований украинскую экономику ждет быстрый крах, еще никому в этом мире не приносили электорального успеха.
Вот почему им приходится спешить, надеясь экстраполировать результат Порошенко на парламентскую кампанию. Хотя на данный момент было бы наивно прогнозировать, что партии «Солидарность» Порошенко и «УДАР» Кличко смогут получить даже большую часть голосов, собранных Порошенко 25 мая. Значительная часть избирателей голосовала не столько за него самого, сколько за то, «чтобы все побыстрее закончилось» — война, инфляция, девальвация, анархия, неопределенность в завтрашнем дне.
Порошенко просто очень повезло, он оказался в нужное время в нужном месте. На фоне дискредитации во время Майдана ключевых лидеров оппозиции, безынициативных слабаков, осторожный Порошенко, имеющий собственный медиа-ресурс, начал быстро набирать очки. Просто потому, что на политической сцене в тот момент больше никого не было. Юлия Тимошенко слишком долго отсутствовала и за два месяца президентской кампании просто не смогла наверстать упущенное. Это ведь только романтики думают, что репрессии и тюрьма для политика — лучший трамплин во власть. В реальности же, в большинстве случаев это прямая дорога на политическую пенсию. Даже для тех, кто там не ломается и не пишет покаянных прошений «на высочайшее имя».
По большому счету ни «Солидарность», ни «УДАР» не могут предложить избирателям чего-то интересное и привлекательное. Это пиарно «постные» персоналистские проекты, без четких идеологических маркеров, внятных программ и интересных личностей (если не считать самих лидеров). «УДАР» за 2 года в парламенте себя ничем не проявил, а «Солидарность» вообще существует только виртуально. Понятно, что желающих войти в ее кандидатский список будет предостаточно, однако их результат сейчас мало предсказуем. Во всяком случае шанс получить собственное большинство минимален.
Столь же трудно прогнозировать шансы партии «Батькивщина» Тимошенко. Ее результат на президентских выборах оказался скромным — 13%. Успехом это не назовешь, хотя и «хоронить» Тимошенко, как это торопятся делать многие ее недоброжелатели было бы слишком рано. Во-первых, по итогам выборов она оказалась единственным серьезным оппонентом Порошенко. Во-вторых, сумела сохранить поддержку своего «ядерного» электората. В-третьих, итоги местных выборов, которые прошли одновременно с президентскими, показали, что «Батькивщина» остается на данный момент самой сильной и дееспособной из общенациональных партий.
Ее выдвиженцы стали мэрами трех из шести областных центров — Херсона, Черновцов, Сум, причем их отрыв от ближайших преследователей был колоссальный. В Черкассах победа ускользнула от «Батькивщины» только потому, что местная парторганизация раскололась и шла на выборы с двумя кандидатами. При этом на выборах в горсовет «Батькивщина» здесь более чем в два раза обошла «Солидарность», хотя в президентской номинации картина была диаметральной.
Итоги местных выборов показывают, что результат Тимошенко мог бы быть значительно выше, но против нее сработала самая успешная политтехнология штаба Порошенко. Избирателей буквально зомбировали тем, что президента нужно избрать в первом туре, иначе второй тур скорее всего не состоится, и тогда ситуация начнет ухудшаться: Запад не даст денег, Кремль получит повод для вторжения и т. д. и т. п.
Как бы не было трудно сейчас определить потенциал «Батькивщины» и «Солидарности», очевидно одно — именно эти партии разыграют между собой пальму первенства в случае, если досрочные выборы все же состоятся.
Кому еще выгодны досрочные выборы в Раду и как можно скорее? Во-первых, Олегу Ляшко и его Радикальной партии. Его третье место с 8% стало главным сюрпризом президентских выборов. Хотя в этом есть вполне объективная закономерность. Специфика украинской политсцены такова, что здесь в моменты кризисов формируется электоральный запрос на радикально-эпатажную идею. В 2012 г. это были националисты из ВО «Свобода». Им рукоплескали, пока они давали физический отпор в Верховной раде регионалам и гоняли по парламентскому залу «тушек» (оппозиционеров-перебежчиков). Сейчас востребованным оказался Ляшко: колесящий с автоматом по Донбассу и допрашивающий с пристрастием пленных сепаратистов.
Во-вторых — партия «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко, занявшего четвертое место с 5,5%. Гриценко — это еще один феномен украинской электоральной традиции. В Украине от выборов к выборам всегда формируется запрос на «новые лица». И как метко заметили некоторые украинские политологи, на выборах 25 мая Гриценко показал: даже постоянным нытьем (лейтмотив его выступлений — я все знаю и умею, но меня никто не слушает) здесь можно насобирать проходной для парламента бал в 5%.
Обозначенные партии ориентированы на электорат Запада и Центра Украины. Их спектр достаточно широк и потенциально удовлетворяет все возможные запросы. Сложнее ситуация на Юго-Востоке. Партия регионов, доминировавшая здесь 10 лет фактически развалилась. Ее кандидат Михаил Добкин оказался на 6-м месте с незавидными 3%. Да и этот результат он получил благодаря личной популярности на Харьковщине. На Юго-Востоке становление политической сцены находится только в зачаточном состоянии.
Очевидно, что ключевым политическим игроком на Юго-Востоке становится губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, личность яркая, умная и креативно-эпатажная. Поддержанный им кандидат Сергей Тигипко оказался на пятом месте с 5%. Не слишком впечатляющий результат в общенациональном зачете. Но по Юго-Востоку Тигипко уверенно второй.
Ключевые игроки Юго-Востока в быстрых досрочных выборах в Верховную раду пока не заинтересованы. Здесь становление новых политпроектов пока только на начальной стадии. Их интересы новая власть может проигнорировать, но тогда и сама новая власть во главе с Порошенко окажется временной и конъюнктурной.