Принято считать, что действие санкций введенных США в 2007 году в отношении ряда белорусских компаний, ничтожно. Сегодня российские экономические власти убеждают население и друг друга, что санкции только укрепят и улучшат экономику РФ, увеличив ее самостоятельность и мощь. Белорусские компании уже приобрели опыт обхода санкций, однако нельзя сказать, что путь этот оказался простым.
Санкции предусматривают: блокировку находящихся на счетах в американских банках, средств компаний, в отношении которых введены санкции; невозможность проведения платежей в долларах США в адрес данной компании или с ее счета в адрес третьих лиц; предписание американским компаниям воздерживаться от контактов с данными компаниями. Контроль над санкциями осуществляет OFAC (Officeof Foreign Assets Control). Компании, попавшие под санкции, заносятся в блок лист (SDNList). В списке на текущий момент имеется 16 фамилий граждан Беларуси и 9 компаний (Нафтан, Белнефтехим, Белнефтехим США, Гродно Химволокно, Гродно Азот, Белорусский нефтяной торговый дом, Белшина, Полоцк Стекловолокно, Лакокраска г. Лида).
После введения санкций в отношении компании предпринимаются следующие меры. Осуществляется блокировка средств на счетах в долларах США, что означает невозможность использования этих средств до момента снятия санкций. Речь идет о заморозке средств. Финансовые ресурсы не конфискуются, но воспользоваться предприятие ими не может. На средства начисляется определенный процент, который капитализируется и будет выплачен только в момент полной отмены санкций. Процентная ставка, начисляемая на заблокированные средства, не афишируется, но существенно ниже действующей в банке для обычных счетов. Предоплата по контракту, которая поступила на счет такой фирмы после вступление в силу санкций, блокируется до момента их отмены.
Предписание воздерживаться от контактов на практике означает потерю американского рынка для компании, попавшей под санкции. Ни один американский контрагент не берет на себя риски уплаты существенных штрафных санкций в случае обнаружения нарушения данного предписания.
Невозможность проведения платежей в долларах США означает существенное ограничение в валюте платежа ввиду распространенности доллара в мировой системе расчетов и дополнительные издержки от использования иных валют. Запрет на проведение платежей в долларах США осуществляется следующим образом. Значительная часть платежей между странами проходит по системе SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication), в которой каждому банку присваивается индивидуальный swift-код. Наиболее крупные банки с широкой сетью филиалов в различных странах мира являются банками-корреспондентами. Платежи в долларах США проводятся обязательно через один из американских банков — корреспондентов, в котором платежи в адрес фирм попавших под санкции автоматически блокируются в связи с автоматической проверкой таких платежей по блок листу (SDN-List). Стоит отметить, что эта проверка касается блокировки платежей только в долларах США и не распространяется на иные валюты. В случае, обнаружения обхода санкций и перевода средств банки наказываются существенными штрафами. За перевод USD 41,3 млн. в адрес иранского банка в период 2008–2009 годов «Банк Москвы» был оштрафован на USD 9,4 млн. Банки всегда стремятся оплатить штрафы, даже если их суммы составляют сотни миллионов долларов США, поскольку в случае отказа они могут лишиться swift-кода, что означает потерю возможности осуществлять международные платежи и переводят банк в разряд региональных, или фактически потерю существенной части клиентов.
Заявления белорусской стороны о незначительности санкций введенных США стоит рассматривать как элемент сокрытия реального ущерба, который был нанесен экономике отдельных предприятий и страны в целом.
До 2008 года Беларусь поставляла в США ежегодно товаров на общую сумму в USD 350-400 млн. После введения санкция объем экспорта не превышает USD 90 млн. Под санкции попало ГродноАзот, объем поставок, которого на рынок США составлял до USD 100 млн. в год. После 2008 года азотные удобрения белорусского производства на рынок США не поставляются. Опасаясь возможной блокировки счетов, были прекращены поставки калийных удобрений в США. Объем потерь-порядка USD 100 млн. в год. Поставки на данный рынок калийных удобрений теперь осуществляет Уралкалий. Утрачен данный рынок и для Белшины.
Невозможность использования доллара в расчетах наносит ущерб конкурентоспособности белорусской продукции. Поставки на рынок Бразилии шин приходится осуществлять с учетом последующих расчетов в евро. Банковская комиссия при покупке евро для контрагента в Бразилии может составлять более 10%, при этом заявка на покупку евро в связи с малой распространенностью расчетов в данной валюте в данном регионе может выполняться 5-7 дней, в то время как заявка по покупке доллара выполняется день в день и при минимальной комиссии. При платежах в иных валютах в адрес компаний находящихся под санкциями банки-корреспонденты могут выставить условие в виде неснижаемой суммы на счете для обеспечения уплаты штрафа в случае возникновения претензий к банку.
Использование иных компаний в качестве поставщиков продукции компаний попавших под санкции недолговечно в связи с возможностью отслеживания платежей, перемещения грузов с помощью транспортных компаний и статистики грузооборота портов, которые, как правило, принадлежат крупным логистическим компаниям. Для возможного обхода санкции нужен свой собственный порт, судоходная и транспортная компания, что может себе позволить только финансово состоятельная страна. Для небольших позиций по мировым меркам данные действия нецелесообразны. Присоединение к запрету использования своей валюты страны ЕС практически лишает компанию мирового рынка.