Неразумные родители хотят всегда иметь детей при себе. Разумные вовремя отправляют отпрысков в самостоятельный полет. Отправляют, впрочем, и неразумные — когда денег мало. Держать БРСМ на полной госдотации стало, судя по всему, накладно. Вот и отпускают молодых активистов на «окормление» в широкие массы: 25 мая президент подписал указ об учреждении денежно-вещевой лотереи «Юность». Согласно БелаПАН, проводить ее будет частное унитарное предприятие «РМЦ „Юность“, учрежденное именно Батькиным Союзом молодежи.

Данное решение выглядит в наличном социально-политическом контексте вполне своевременным и логичным. Никого не удивляет скопление прохожих вокруг уличных распространителей «счастливых билетиков» и дружная готовность обывателей прервать вечернее застолье для коллективного просмотра очередного розыгрыша «Суперлото». И пусть здравомыслящее меньшинство твердит: «Я с государством в азартные игры не играю!»

Загадочная пропагандистская формула «Беларусь за стабильное развитие» фактически прикрывает отсутствие реальной перспективы для большинства населения. Зависнув где-то на уровне пресловутой двухсотдолларовой зарплаты, оно не имеет возможности качественно улучшить свой жизненный уровень за счет основной работы. А, скажем, о покупке квартиры многим приходится только мечтать. В «стране госслужащих», традиционно давящей частника и прочий «третий сектор», всевозможные лотереи ажиотажно востребованы как чуть ли не единственный шанс личного успеха для человека с улицы. Для чиновных элит — централизованное распределение благ, для простаков — вера в счастливый случай. Чем больше люди готовы покупать «счастье», тем активнее его будут продавать.

Однако не стоит сводить суть происходящего лишь к поиску способов изъятия денежных средств у населения. В Батькином подарке «молодым львам» из БРСМ есть и другой, политический смысл. Обустраивая «корпоративное государство», нынешняя правящая элита стремится обеспечить прежде всего стабильность собственного господства. А угроза ему в перспективе исходит не только со стороны внесистемной оппозиции, но и изнутри властных структур — со стороны молодых амбициозных карьеристов, играющих по правилам режима и рассчитывающих на самореализацию в его рамках. Парадокс в том, что сложившаяся в стране система авторитарной власти предпочитает обновлению элит простую перетасовку проверенных кадров. Новые лица наверху никто не ждет.

Именно поэтому энергию нового поколения лукашистов имеет смысл направить в безопасное для «старой гвардии» русло. Что на практике и происходит. Фактически БРСМ дарят собственный бизнес и предоставляют государственные преференции для его развития. Что, кстати, может стать дополнительным рычагом контроля над ситуацией: по мере укрепления «Юности» и превращения ее в успешное предприятие, требовать лояльности от ее владельцев будет все проще.

И, наконец, третья составляющая — идеологическая. Любой игровой бизнес в сложившейся на отечественном рынке ситуации невозможен без агрессивной информационной поддержки посредством самых народных каналов — FM-радио и телевидения. Игры по-бээрэсэмовски — а новый игрок, желая привлечь внимание, всегда кричит громче всех — безусловно станут еще одним орудием переориентировки массового сознания с социальной обеспокоенности на игровую эйфорию. Активно заполняя информационное пространство фантомными обещаниями счастья и благоденствия, «Юность», судя по всему, будет стремиться охватить лотерейной лихорадкой самую активную и беспокойную часть населения — молодежь.

До сих пор «карманный» молодежный союз президента прилежно воспроизводил традиционные комсомольские сценарии добрых дел, трудовых десантов и походов по местам боевой славы. Как результат в системе ценностей молодых конформистов появятся новые весомые компоненты — прибыль (для организаторов) и выигрыш (для рядовых участников). Что будет означать создание механизмов «комфортного экстрима»: взволнованный обладатель пары лотереек испытывает судьбу, но его риск, разумеется, несоизмерим с риском участника несанкционированной акции или оппозиционной молодежной инициативы.

Игра на деньги — новый виток эволюции прогосударственных структур. Виток закономерный: двенадцать лет режима выявили его полную неспособность генерировать сколько-нибудь привлекательные и эффективные идеологические мифы. Роман с властью окончен. Пошла тотал (итар)ьная лотерея.