? А. Лукашенко 5 декабря подписал указ № 550, который вводит дополнительные меры, направленные на профилактику иждивенчества. В частности, указ уточняет предоставление в рамках системы государственной адресной социальной помощи (ГАСП) пяти ежемесячных социальных выплат-пособий и обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни.Как вы полагаете, много ли людей будет отсечено от социальной помощи в результате этих нововведений, много ли государство сможет сэкономить в результате?
Константин Скуратович. Данный указ готовился не один год, не однажды обсуждался, не единожды приветствовался прогрессивной общественностью. И общественность критиковала президента за медлительность, за поощрение тунеядцев, живущих на пособие по безработице.
Лукашенко доказал и показал, почему это возможно, необходимо и актуально. Давно он начал борьбу с безработицей и добился ее фактической ликвидации. По оперативной информации, в органах по труду и социальной защите на одну свободную вакансию приходится 0.3 безработных. По данным Мингорисполкома, количество вакансий превышает количество безработных почти в 16 раз. В списках районных исполкомов фиксируется 23,5 тыс. свободных мест на 1,5 тыс. зарегистрированн
Иными словами, официальная безработица вполне ликвидирована. По этой простой причине органы по труду, сохранив за собой функции трудоустройства официальных безработных, возвращаются к прежней советской профилактической схеме — к выявлению «социальных иждивенцев» и совместному с милицией привлечению их к общественному труду.
Так было при царизме, социализме, коммунизме, рыночном социализме, а в контексте белорусской модели принудительный труд возвращается специальным указом президента. С одной стороны, безработицу фактически ликвидировали. С другой стороны, вакансии некому заполнять, поскольку 76% этих вакансий — это низкооплачиваемы
В Минске требуются рабочие неквалифицирован
Вот из таких людей указ № 550 должен намертво выбить поползновения к социальному иждивенчеству. Ровно как при советах и, видимо, с таким же успехом. Нет пользы ни для экономики, ни для перевоспитания людей, — разве только для пропаганды: мол, власти не дают спуску тунеядцам, пьяницам и прогульщикам.
Человек ищет где лучше, рыба — где глубже. Эта правило работает против системы срочного тотального контракта, с помощью которой начальство не может, а персонал — не хочет. Оговоримся: в Беларуси тоже проводится определенная экономическая «перестройка». В октябре, например, по причине сокращение штатов, рабочих мест, ликвидацией предприятий уволено 0,7% персонала. Около 500 человек. Жертвы реформирования, модернизации и прочих инноваций, большинство из которых ушли на пенсию, другие сами готовили свое предприятие к ликвидации, чтобы занять должности на обновленных и улучшенных фирмах. И лишь мизерная доля сокращенных попадает на биржи труда и регистрируются в качестве безработных. Им будут выплачивать пособия. Станут их соблазнять непопулярными рабочими местами, но не очень убедительно.
Однако главный контингент, о котором имеет смыл деятельно говорить (в отличие от получателей пособия по безработице) в настоящих условиях — это 70-80% ежемесячно увольняющихся работников, которые недовольны и зарплатой, и условиями труда, и существующими на производстве социальными отношениями. Но их нельзя отнести к социальным иждивенцам.
Среди новаций указа № 550 можно найти требование по ужесточению адресности социальной поддержки реципиентов с помощью специально установленных фильтров, чтобы денежные социальные пособия и продуктовые наборы попадали только в руки тех граждан, которые в такой помощи по объективным причинам нуждаются.
По сути дела, от помощи отсекаются те, кто отказался от предложенных трудовых вакансий (напомним, низкооплачиваемы