5 декабря Александр Лукашенко назначил Александра Межуева главой Совета безопасности. Как вы полагаете, какими резонами обусловлен этот выбор? Какие первоочередные задачи стоят перед новым главой Совбеза?
Андрей Поротников. Говоря о самом факте назначения генерал-майора Александра Межуева Государственным секретарем Совета Безопасности следует обратить внимание на несколько моментов.
Во-первых, должность главы Совбеза была вакантна более месяца. Это является свидетельством незапланированного перевода прежнего Госсекретаря Л. Мальцева на должность главного пограничника и, соответственно, ограниченного кадрового резерва у А. Лукашенко.
Во-вторых, в течение последнего года А. Межуев являлся членом Палаты представителей, возглавляя профильную комиссию по обороне. Традиционно депутатство является для представителей белорусской номенклатуры синекурой перед выходом на пенсию. Однако, концепция может и поменяться. Это уже второй случай за неполный месяц, когда Палата представителей «делится» кадрами с исполнительной властью. 14 ноября А. Лукашенко назначил на должность председателя Гродненского облисполкома Владимира Кравцова, который занимал должность председателя комиссии по экономике. Пока рано говорить о тенденции, возможно, имеет место простое совпадение.
Отдельно следует отметить, что список потенциальных кандидатов на должность Госсекретаря Совбеза исчерпывался уже известными фигурами: В. Шейман, И. Рачковский, А. Тозик. Любители конспирологии называли также В. Лукашенко.
Судя по всему, задержка с назначением как раз и была вызвана необходимостью подыскать человека, который ранее в не входил в состав высшей номенклатуры. Как с целью дезавуировать утверждения о кадровом кризисе, так и с целью пополнить высшее чиновничество новыми кадрами.
Должность руководителя Совбеза является технической, а не политической. В условиях, когда Госсекретарь вынужден координировать работу ряда ведомств с зачастую несовпадающими интересами с учетом специфики принятия кадровых решений в нашей стране это может превратиться в бег по минному полю. Тем более, что требования, которые выдвигаются к силовым структурам со стороны политического руководства страны слабо подкрепляются финансами.
В целом ожидать каких-либо заметных изменений в практике деятельности силовых ведомств не стоит. Основными задачами у руководства Совбеза видятся три:
— не допустить снижения уровня дееспособности силовых ведомств в условиях бюджетных ограничений;
— обеспечить насколько это возможно удержание Москвы на расстоянии от Беларуси, т. е. не допустить усиления российского влияния и при этом сохранить партнерские отношения с русскими;
— гарантировать сохранение контроля над директорским корпусом и чиновниками, в том числе и в погонах.