? Вскоре предстоят выборы в местные советы, в ходе которых состав советов должен хотя бы частично поменяться. А как обстоят дела с исполнительными органами местной власти — имеется ли кадровая динамика на уровне глав районов, например?

Аркадий Нестеренко. Процесс обновления власти на местах постепенно идет последние несколько лет. Это достаточно медленная процедура, если не сказать вялая. С точки зрения центральной власти, тактику замещения региональных руководителей можно назвать, скорее, осторожной заменой. Минску нужна управляемость, поэтому председатели райисполкомов не должны бояться, что завтра их уволят. Другими словами, на местах не должны уловить сам тренд. Плюс ко всему и администрация президента, и Лукашенко, который назначает председателей райисполкомов, имеют определенный временной ресурс.

С другой стороны, кадровый потенциал в регионах не стоит переоценивать. Должность председателя Слуцкого райисполкома, например, вакантна с июня, после того как бывший руководитель района Владимир Доманевский был назначен главным инспектором по Гродненской области.

За исключением Витебской области, в каждом регионе есть свои «ветераны», те кто занимает свои должности около 10 лет и более. Однако такой кадровый расклад все больше становится исключением из правил. Сейчас долгое нахождение на должности председателя райисполкома обусловлено не тактикой Минска, а региональной спецификой (отсутствие подходящих кадров, покровительство со стороны облисполкома или влиятельных фигур в Минске и т. д.). Например в Гомельской области больше 10 лет на своих постах находятся руководители районов, которые расположены в Чернобыльской зоне.

Безусловно, одними этими причинами нельзя объяснить почему, например, Валерий Шляга занимает свою должность 17 лет и руководит Наровлянским районом с 1996 года. Но тем не менее, фактор региональной специфики не стоит сбрасывать со счета. Другой пример: Юрий Наркевич руководит Березовский районом в Брестской области с 2005 года. По неофициальной информации, он дружит с семьей Юрия Чижа, и, по мнению местных наблюдателей, это обстоятельство является залогом его относительно долгого нахождения на должности.

В целом кадровую политику Администрации президента в регионах можно было бы разделить на 3 этапа. Первый — до 2000–2001 годов, условно говоря, поиск и подбор ответственных руководящих кадров. Второй период — с 2001 по 2009 гг., назовем это время региональной кадровой стабильности. Золотое время для рассвета коррупционных схем на местах. Третий период, условно можно назвать невидимой сменой власти в регионах, он начался в 2009 году и будет завершен до начала следующих президентских выборов.

Таким образом, главная тенденция номенклатурной политики в регионах — завершение обновления корпуса председателей райисполкомов до избирательной кампании 2015 года. Это означает, что руководители районов, прежних циклов назначения будут уволены до выборов президента. Такой тактический прием обусловлен низкой популярностью власти на местах. Замена председателя райисполкома позволяет обнулить ошибки прежней исполнительной власти и получить новый кредит доверия со стороны местного населения накануне президентских выборов. При этом новые председатели райисполкомов далеко не всегда вместе с назначением получают повышение по служебной лестнице: часто используется схема перевода председателя райисполкома из одного района в другой.

В отдельных областях ротация кадров практически полностью завершена. Уже сейчас доля председателей райисполкомов, которые занимают свои места более 10 лет, составляет не более 15%.

Например, Могилевская область состоит из 21 района. Более половины председателей райисполкомов, 13 человек, были заменены после 2010 года. Еще 3-е были назначены в 2009 году. Особый иммунитет имеет председатель Кировского района Владимир Пискижев. В 2008 году он получил должность в возрасте 32 лет и, мало вероятно, что в ближайшее время его будут менять. Наибольшие шансы сменить место работы имеют 4 человека: председатели Бобруйского, Осиповичского, Чаусского и Хотимского райисполкомов.

В Гродненской области из 18 председателей райисполкомов только один работает более 10 лет, еще один — 8 лет. После 2009 года были назначены 12 человек. Интересно, что одним из номенклатурных «ветеранов» является руководитель Островецкого района Адам Ковалько. Он занимает свой пост с 1999 года, и в случае провисания белорусского атомного проекта ему припомнят все на свете.

Большинство руководителей районов имеют сельскохозяйственное образование и карьеру сделали в сфере сельхозпроизводства. При их назначении использована советская калька административного управления территориями, принцип «параллельного перемещения», когда руководитель присылается из другого района области, а не используются местные кадры.

Практика уголовного преследования бывших руководителей районов пока не получила широкого распространения. Как правило, все ограничивается отставкой и переводом на другую должность. В тоже время, по мере нарастания экономических проблем в регионах и социальной напряженности, можно ожидать точечных, показательных уголовных процессов. В первую очередь против тех руководителей районов, которые находятся на своих должностях более 5 лет.