Белстат опубликовал сведения о движении цен на потребительском рынке Беларуси. Как и прежде, товары продолжают дорожать. Отдельные из них отличаются исключительной ценовой динамикой. Попросту говоря, цены стали неприличными.
Тем не менее, правительство не останавливается на достигнутом. Последнее постановление Минэкономики от 26.09.2013 позволяет хлебопекам повысить в октябре на 10% «предельные максимальные отпускные цены на хлеб ржаной и ржано-пшеничный, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14%». То есть пока речь идет не о пирожных, но о хлебе и булках, выпекаемых по простой рецептуре и относимой к нижней ценовой группе. Условно говоря, это «народный хлеб», цены на который специально регулируются правительством, чтобы обеспечить его не столько прибыльность, сколько «социальную справедливость». Учитывая, что текущее подорожание хлеба — уже третье за год, можно предположить, что у властей возникли принципиальные трудности, которые не позволяют им проводить прежнюю социальную политику.
Одни могут считать, что в Беларуси народу живется лучше, чем в других странах СНГ, другие — наоборот, однако трудно спорить с очевидным. Беларусь является лидером по росту потребительских цен среди всех своих горемычных партнеров по постсоветскому пространству. Особенно если иметь в виду продовольственные товары.
И это удивительно. Ведь если поверить сказанному Лукашенко на «Дожинках», то Беларусь является мощной, успешной, и в будущем — процветающей аграрной державой, которая пока работает недостаточно эффективно. Не умеет дорого продавать свою продукцию. Но статистика утверждает обратное. Если в январе–июле 2013 года индекс цен на непродовольственные товары по сравнению с январем-июлем 2012 года составил 107,2%, на продовольственные — 121,8 (!). Выше, дальше, всех быстрее. Для сравнения: в Российской Федерации с начала года ИПЦ составил 104,5%, в Казахстане — 100,2%, в Украине — 99,4%. Не знаем, во что обходится такая стабилизация украинцу или казаху.
Белорусу влетает в копеечку.
По сравнению с январем-августом 2012 года цены на хлеб и хлебобулочные изделия подорожали на 33,4%, мука пшеничная — на 46%. Хлебный каравай с каждым годом растет, но обывателю достаются крошки, за которые надо платить едва ли не ползарплаты.
Хорошо, что в этом году собрали не 10, а 9 млн. тонн зерновых. Правда, с учетом кукурузы. Однако создается впечатление, что эти «агропотуги» никакого отношения к экономике не имеет. И в соседних странах бывают погодные аномалии, но цены не скачут, как давление у гипертоника. Это уму непостижимо, от чего в Беларуси растут цены на самые обычные харчи. Картофель подорожал в 1,61 раза, капуста свежая белокочанная — в 1,56 раза, свекла — в 1,81 раза.
Как утверждает Лукашенко, колхозники нынче стали производить много, но должны при этом сократить расходы. И добавил, что в Беларуси уже начали выращивать арбузы. Не дает ему покоя идея создать что-то для страны и народа нечто из ряда вон выходящее: собственный мобильник, спутник, самолет. Теперь вот арбузы. Представьте, во сколько обойдется колхозная бахча и сколько будут стоить наши арбузы против астраханских. И заставят платить. Запретят ввоз импортных арбузов, введут специальную валютную пошлину для индивидуальных предпринимателей. А еще и похвастаются: впервые в истории Беларусь перешла на арбузное самообеспечение.
Бананы, ананасы и прочее — все, по идее, может культивироваться в оранжереях для народа. Дай только деньги — наследники Лысенко за казенный кошт готовы выращивать, что угодно, где угодно и в любых количествах. И по любой цене.
У нас все любят деньги, но экономику зачастую не уважают. Впрочем, как только белорусские товары попадают на сопредельные рынки, экономическая логика моментально восстанавливается. Действует закон спроса и предложения — и белорусское приходится продавать по тем ценам, которые покупатели дают. Например, с целью увеличения валютной выручки экспортные поставки мяса и мясных продуктов увеличили на 18,3%, но от избыточного предложения на рынке цены упали на 10,4%. А на собственном рынке, в особенности в рознице, мясные, а вместе с ними и молочные продукты, существенно подорожали. При этом покупателю были предъявлены продукты «нового типа», ухудшающие их потребительские качества.
Беларуси нужно покупать пшеницу твердых сортов, необходимую для хлебопекарней, она выросла в цене на 71%, растут цены на разного рода добавки, используемые в животноводстве, которые не производятся или не выращиваются в Беларуси. Оценивая ситуацию в целом, сопоставляя экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции, трудно сделать категорический вывод в пользу «своего» или «заморского». Но цены ведут себя не патриотично. И пока командно-административная система хозяйствования внутри страны противопоставляется относительно свободному поведению производителей на внешних рынках, незачем удивляться, почему в Беларуси харчи дорожают, а в мире дешевеют.
Вот и сейчас, как сообщает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, мировые цены упали на продукты до трехлетнего минимума. А у нас растут…