Оду Виктору Януковичу в исполнении уважаемого Александры Федуты в определенном смысле можно рассматривать как образец литературного мастерства: блестящий слог, красивая экспрессия. Другое дело — содержание… Конечно, воспевать чужого диктатора дело нехлопотное. Это в Киеве за такие славословия можно нанести ущерб собственному здоровью, а в Минске, наверное, найдутся и те, кто легко оправдает наличие политических заключенных в соседней стране, «великими геополитическими целями». Тут, как говорится, Париж стоит обедни, а Брюссель — замордованной в тюрьме до инвалидности Юлии Тимошенко.
Но поспорить с уважаемым автором хочется все же не о морали. В современном мире мораль — понятие немодное, и даже, можно сказать, морально устаревшее. И не об «эффективности диктатуры». Ну, кто же будет сомневаться, что напомнив соратникам по партии о «Минсдохе» (так в Украине называют сейчас налоговое ведомство), Янукович легко добился их лояльности при голосовании нужного пакета «европейских» законопроектов.
А для большей наглядности, одного их инакомыслящих однопартийцев, надругавшись над правосудием, лишили депутатского мандата. «Абсолютно вся фракция Партии регионов в парламенте держится исключительно на страхе. Кого-то пугают лишением мандата, кого-то — лишением бизнеса, к кому-то находят другие подходы. И за редким исключением все пока молчат», –вот так, по словам «лишенца» Маркова, продвигают в Украине евроинтеграцию.
И конечно же, спор не о европейском векторе. Здесь мы с Александром Иосифовичем полные единомышленники: ни у Беларуси, ни у Украины нет иного перспективного пути, кроме европейского. Другое дело, достигнет ли Украина конечной точки с учетом объективных обстоятельств. Даже самое изысканное блюдо может превратиться в отраву, если его приготовит бездарный повар. Так же может случиться и в большой геополитической игре. Основная угроза европейской перспективе Украины пребывает не в Кремле, она в самой Украине, и, в первую очередь, на улице Банковой (местопребывания президента), в лице воспетого Александром Федутой Виктора Януковича.
Месседжи Кремля сегодня абсолютно недвусмысленные: в случае подписания Соглашения об Ассоциации на Вильнюсском саммите на Украину обрушатся все мыслимые и немыслимые кары, и главная из них — фактическое торговое эмбарго. А на восток сегодня идет треть украинского экспорта. Конечно, атака Кремля не уничтожит Украину, не приведет к полному коллапсу, но негативные социальные последствия будут огромными. Это и сокращение поступлений в бюджет, и падение производства, и резкий скачок безработицы. Расставание с Россией будет болезненным, а переориентация экономики на другие рынки не случится за пару дней.
На это можно возразить, что те же страны Балтии когда-то с успехом пережили российскую блокаду. И это действительно так, но… И Прибалтика, и бывшие советские сателлиты Восточной Европы шли в Европейский Союз в условиях достаточно широкого политического консенсуса, как на уровне элит, так и в среде массового электората. А Украина сегодня расколота, и в первую очередь на уровне массового сознания. Даже самые ангажированные социологические опросы показывают, что европейская идея популярна, но за ней нет абсолютного большинства. А количество сторонников интеграции с Таможенным Союзом не намного уступает количеству приверженцев евроинтеграции.
Александр Федута правильно вспоминает, что Янукович пришел к власти на пророссийских лозунгах, за него проголосовал русскоязычный Восток и Юг страны. И этот электорат своих идеологических предпочтений практически не изменил. Вряд ли они простят своему вчерашнему кумиру это предательство, тем более, что от российских санкций в первую очередь пострадает именно население индустриального Востока. А олигархи, выбрасывая людей на улицу, будут перекладывать ответственность именно на президента и правительство, тем самым разжигая ненависть и к власти, и к Европе. И дело здесь не в отсутствии лояльности, просто олигархат легко пожертвует Януковичем ради собственного блага.
Шансов повторить подвиг Леонида Кравчука и совершить успешный марш-бросок на противоположное идеологическое поле у Януковича практически нет. Уж слишком одиозен и ненавидим он на противоположном берегу Днепра. Его политический крах фактически неизбежен, но проблема, естественно, не в его печальной судьбе, это как раз была бы самая маленькая потеря.
Электоральная история Украины последних 15 лет показывает практически полное равенство потенциала двух противоборствующих электоральных полей. Маятник победы при этом регулярно колеблется, но происходит это вовсе не за счет перетекания симпатий избирателей, а исключительно из-за фактора электоральной мобилизации. Нарастание социальных проблем на Востоке может как раз и стать фактором максимальной мобилизации электората в этом макрорегионе, и на смену утратившему популярность Януковичу в таком случае придет прямой ставленник Кремля.
С другой стороны, а что собственно получит западно-центральный электорат от Ассоциации с ЕС? Деньги? Но в бюджете Европейского союза такие статьи не заложены, во всяком случае в обозримой перспективе. Кредиты МВФ? Но разве эта уважаемая организация когда-то давала миллиарды на социальные нужды? Разве МВФ намерен содержать армию безработных? Инвестиции? Но разве приток прагматичного западного капитала может обеспечить какой-то бумажный договор? Кто будет вкладывать деньги в страну, в которой регулярным рейдерским атакам подвергается даже такой транснациональный «монстр», как Акселор-Миталл? Да и кто в Украине готов пускать иностранцев в наиболее лакомые сферы приватизационного дерибан? А инвестировать, к примеру, в дотации строительства метро или услуг ЖКХ вряд ли захочет сам западный бизнес.
Конечно, не все украинцы ждут от Евросоюза «манны небесной». Для очень многих граждан евроинтеграция — это ценностный выбор, который нельзя измерить деньгами. Но и здесь дела обстоят более, чем плачевно. Готова ли Европа однозначно принести украинцам демократию, права человека, честные выборы? Пока об этом речь просто не идет. Скорее напротив! Европа со своими ей двойными и тройными стандартами готова ради «великий целей» пожертвовать собственными «европейскими ценностями». Брюссель уже не требует от Януковича прекращения репрессий, не настаивает на освобождении политических заключенных, не призывает обеспечить свободу слова. Максимальная планка требований — это фактическая депортация измордованной Юлии Тимошенко в Германию.
Но десятки брюссельских «соловьев» готовы пожертвовать и этим. Комаровские, фюле, лансбергесы, ковали (имя им — Легион) призывают Европу любить Януковича таким, какой он есть. Также, как и Александр Федута, они считают, что путь Украины в Европу может пролегать через диктатуру, фарисейство, ложь, насилие, издевательства над политзаключенными, фальсификации выборов, рейдерство. Но станет ли весь этот набор действенным фактором мобилизации западно-центрального электората Украины на следующих выборах? А если нет, то победу на них практически гарантированно получит ставленник Кремля. И весь «грандиозный» геополитический эксперимент Брюсселя лопнет, как мыльный пузырь…
И такого рода итог может оказаться плачевным не только для Украины, но и для всех постсоветских государств, в том числе и для Беларуси.