Нацбанк заявил на днях, что не будет снижать в августе ставку рефинансирования, оставив ее на уровне 23,5% годовых. Очевидно, данное решение было принято в связи с произошедшим в июле оттоком рублевых вкладов из банковской системы, который стал причиной возникновения дефицита ликвидности.

«В целях сохранения устойчивого состояния на финансовом рынке и ограничения инфляции принято решение о сохранении жесткости процентной политики. Поддержание высокого уровня доходности рублевых депозитов, значительно превышающего доходность депозитов в иностранной валюте, будет способствовать обеспечению устойчивого роста рублевых сбережений в банках», — сказано в сообщении пресс-службы Национального банка.

По мнению экспертов, принимаемые центральным банком меры позволяют выровнять ситуацию. Вместе с тем в нынешних условиях важно понимать весь комплекс причин, по которым произошел отток вкладов и возник недостаток ликвидности.

Для начала отметим, что изменение уровня ликвидности как банков, так и целых банковских систем является нормальным явлением во всем мире. Довольно часто колебания уровня ликвидности происходят в силу сезонных либо технических обстоятельств. «Дефицит ликвидности может складываться, например, во время осуществления клиентами банков налоговых платежей, а также в силу ряда других причин», — пояснил экономист Исследовательского центра ИПМ Александр Зарецкий. Эксперт уточнил, что дефицит также может возникнуть из-за специфики расчета базы резервирования и исполнения банками резервных требований. К примеру, с 17 июля по 13 августа банки исполняли резервные требования за июнь. В итоге могут складываться ситуации, когда месяц назад вклады росли, затем по некоторым причинам начали снижаться, однако банкам нужно поддерживать объем средств в Нацбанке исходя из того объема депозитов, который был месяц назад. И это может временно приводить к нехватке ликвидности.

В такого рода случаях дефицит устраняется довольно легко. Если речь идет о банке, он может повысить свою активность на межбанковском рынке. Если дефицит ликвидности образовался во всей банковской системе, то определенные меры поддержки могут быть предприняты центральным банком страны.

Специфика ситуации, сложившейся в Беларуси в июле, заключается в том, что, помимо упомянутых сезонных и технических факторов, на ситуацию с ликвидностью влияли факторы экономические. «Основной причиной дефицита ликвидности стал отток рублевых депозитов, вызванный ускорением обесценения белорусского рубля к доллару США», — говорится в Ежемесячном обзоре экономики, подготовленном Исследовательским центром ИПМ. В бюллетене также отмечается, что «для снижения давления на белорусский рубль Национальный банк ужесточил монетарную политику, повысив процентные ставки по операциям поддержки ликвидности, а также не удовлетворял спрос всех банков на ликвидность, стимулируя их повышать ставки по рублевым депозитам, что в итоге и произошло». Судя по официальным заявлениям, такие меры позволили остановить отток средств с рублевых депозитов.

В то же время наметившиеся в июле тенденции продемонстрировали, как сильно ситуация в банковской системе зависит от девальвационных ожиданий населения. Снимая средства с рублевых депозитов, вкладчики переводили сбережения в более стабильную иностранную валюту. Это означает, что в случае дальнейшей девальвации белорусского рубля ситуация с оттоком вкладов может повториться. И такой сценарий исключать нельзя. Как отметил Александр Зарецкий, «фундаментальным фактором динамики обменного курса является динамика текущего счета платежного баланса, в частности тенденции во внешней торговле. Сегодня ситуация во внешней торговле складывается так, что дальнейшее обесценение белорусского рубля является возможным». Если такое обесценение произойдет и вновь приведет к оттоку вкладов, то это будет чревато усилением девальвационных процессов. Ведь, как напомнил Александр Зарецкий, «перевод рублевых депозитов в иностранную валюту, в свою очередь, способствует дальнейшему обесценению белорусского рубля».

Инструменты экономической политики, которые бы позволили обезопасить банковскую систему от резких колебаний объемов ликвидности в результате изменений обменных курсов, существуют. Однако их реализация потребует проведения целенаправленной политики в течение продолжительного времени. «Сегодня ситуация в экономике Беларуси характеризуется нестабильными девальвационными ожиданиями и относительно высоким уровнем долларизации экономики. Для того чтобы исключить данные факторы из числа тех, что будут определять ситуацию с ликвидностью банковского сектора, необходим переход к монетарной политике на основе таргетирования инфляции», — говорит Александр Зарецкий. Эксперт отметил, что для успеха такой политики нужно, чтобы Нацбанк был полностью независим в своих решениях, и чтобы в этом было уверено население. В этом случае Национальный банк путем проведения процентной политики сможет добиться приближения уровня инфляции к целевому значению, что, в свою очередь, приведет к стабилизации ожиданий населения и будет способствовать снижению уровня долларизации экономики.