Каждый год около одного процента абитуриентов, а это больше ста человек, не проходят сквозь сито профессионально-психологического собеседования. Остальным выдают справку о благонадежности.

Много это или мало — не имеет значения. Главные вопросы в том, почему он должен быть вообще, этот процент? До каких пор государство, которое декларирует заинтересованность вступить в Болонский процесс, будет вмешиваться в университетскую автономию — делить специальности на общественно-важные и не очень, принуждать вузы участвовать выступать в организации незаконного и по форме и по сути процесса под названием «собеседование».

До 2008 года действовало одно правило — пройти тестирование, и ты студент. Именно с этого года каждый апрель (с 5 по 30 число), прежде чем быть допущенным к централизованному тестированию, необходимо пройти собеседование.

На новоязе Кодекса об образовании это звучит так: одним из условий «возникновения образовательных отношений» является проведение «профессионально-психологического собеседования» по специальностям высшего образования, «определяемым Президентом Республики Беларусь».

Это десять специальностей: «государственное управление», «государственное управление и право», «государственное управление и экономика», «международные отношения», «международное право», «правоведение», «экономическое право», «журналистика» (в том числе, если она является дополнительной специальностью), «международная журналистика», «таможенное дело».

В этом году на прохождение профессионально-психологического собеседования зарегистрировались 9125 абитуриентов. Скольким из них после повесят ярлык «безграмотных, некомпетентных и безынициативных» — а именно так это подавалось в СМИ — покажет время.

Но уже, каждый, кто не успел зарегистрироваться на собеседование по 31 марта, не сможет подавать документы в вуз на эти специальности.

Каждый, кому не дадут рекомендацию для поступления, будет поражен в правах на один год — лишен права претендовать на поступление по выбранной специальности.

Записываться на собеседование дважды запрещено.

Собеседование не носит какой-то определённой цели даже формально и «представляет собой комплекс мероприятий, способствующих выявлению личностных, деловых качеств, способностей и мотиваций».

На практике это выглядит так, что в университетах создаются комиссии. Это может быть, например, «тройка», которая задаёт соискателю вопросы. Вариаций вопросов много: от выяснения имени богини правосудия или выяснения роли Уго Чавеса в становлении экономики Беларуси до оценки общественной активности соискателя в составе стройотрядов БРСМ.

Министерство образования официально заявляет — собеседование предназначено не для отсева абитуриентов, а для того, чтобы они лучше поняли перспективы будущей профессии и не ошиблись с выбором.

На фоне этого заявления среди сотен «отсеянных» особенно цинично выглядит отказ в рекомендации Франаку Вечорко — на тот момент лидеру молодежного крыла партии БНФ, отчисленному до этого из БГУ. Кстати, только в этом контексте и лишь единожды собеседование было признано нашими правозащитными организациями нарушающим права человека.

Когда маски были сорваны — смысл скрывать роль и место собеседования в становлении идеологии белорусского государства был утрачен. Тогдашний министр образования Радьков высказался настолько честно, насколько умел:

— собеседование необходимо для того, чтобы определить, можно ли будет в будущем доверить абитуриенту «такую ответственную работу, как представление нашей страны на международной арене»;

— журналистика — это тоже очень ответственно. У нас всегда люди относятся к СМИ с большим уважением и доверяют им. Значит, и у журналистов должно быть чувство ответственности. Они не должны нести людям те вещи, которые не проверены, которые могут взорвать ситуацию, не должны нести антигосударственную позицию.

Ни один из тех, кто не прошел собеседование, не обращался за разъяснением причин отказа в Минобразования или приемную комиссию вуза, — особо подчеркнул министр.

Неужели наша молодёжь и их родители настолько «опущены», что никто из них не осмелился противоречить высокой комиссии? Или слова министра — очередное лицемерие?

Открываем сайт Белорусского государственного экономического университета, читаем:

При возникновении разногласий обсуждение решения комиссии проходит в отсутствие абитуриента, решение принимается большинством голосов. Апелляции не принимаются

Инструкции получены — паршивые овцы портят стадо. Их удаляют без права на апелляцию. Рационально. И тесты уже ни к чему.

Впервые опубликовано «Завтра твоей страны»