В Беларуси в официальной риторике (как в нормативных документах, так и в высказываниях политиков и общественных деятелей) материнство закрепляется как главная ценность, поддерживаемая государством. Однако не всякое материнство поощряется. Многие исследователи отмечают существование концепции «нормального/ правильного» материнства, согласно которой многие опыты остаются на периферии нормы. Одним из таких явлений считается «одинокое» материнство. «Одинокое материнство» часто репрезентируется как проблемное, подрывающее установленный гендерный порядок, где нормой считается материнство, осуществляемое в гетеросексуальном брачном союзе.

Факты и Цифры

В официальных документах государства «одинокое» материнство предстает как негативная тенденция, симптом кризиса института семьи и традиционных устоев, что в свою очередь считается угрозой демографической безопасности страны. Так в Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы указывается:

«Низкий уровень рождаемости в стране совпал с кризисом института семьи. Почти половина (44 процента) заключаемых браков распадается. Каждый пятый ребенок рождается у матерей, не состоящих в зарегистрированном бракеВ этих условиях одной из первостепенных задач демографической политики должно стать возрождение авторитета семьи, семейных ценностей„[1].

По данным за 2009 год [2] среди общего числа семей было 18,8% (505 960) семей, состоящих из матери с детьми. Небольшая часть этих семей (2,9%) включает еще родителей матери или отца. Интересно, что семей, состоящих из отца с детьми в 9 раз меньше — 2,1% или 56 589 таких семей. Это логично соотносится с установкой, что основную ответственность за ребенка несет именно женщина, как в случае незапланированной беременности, так и в случае развода.

В 2011 году было расторгнуто 38 584 брака, в 21 943 (56,9%) из них были дети. Соответственно общее число детей, оставшихся без одного из родителей, 27 404 [3]. При этом количество разводов значительно не уменьшается, постоянно колеблется (см. рис.1).

Рис. 1. Количество браков и разводов на 1 000 человек населения [4]

Также не сокращается, а даже увеличивается периодам общий показатель, рожденных детей у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке (см. рис.2). При этом среди сельского населения число рождений вне брака больше соответствующего показателя для городского населения. Так, в процентах ко всем родившимся в сельской местности в 2011 году рождения вне брака составляли 27,3%, а среди городского населения — 16,4% [5].

Рис. 2. Родившиеся живыми у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке (в % ко всем родившимся) [6]

Данные тенденции свидетельствуют о том, что матери-«одиночки» отнюдь не единичное явление, а опыт и практика повседневности многих женщин. Однако, существующие нормативы (примат парной семьи) создают некомфортные условия для существования этих женщин, как моральные, так и материальные, которые более подробно я рассмотрю далее.

«Одинокое» материнство в общественных дебатах

Я буду опираться на данные анализа статей газеты «Советская Белоруссия» за период с 1991 по 2011 годы [7], а также школьных учебных пособий по воспитательной работе за период с 2002 по 2012 годы.

В общественных дискуссиях «одинокая» женщина-мать часто репрезентирована как несчастная, не состоявшаяся как женщина. Такой вариант семьи не рассматривается как вопрос выбора, но следствие негативного развития событий. Это связано с тем, что парная гетеросексуальная семья выступает как базовая ценность. Соответственно отступление от этого норматива воспринимается как нежелательная «аномалия».

Интересно, что одна из причин разводов и появления матерей-«одиночек» видится в процессах эмансипации женщин и их нацеленности на эгалитарные отношения. Соответственно семья как базовая ценность поддерживается установкой на сохранение традиционной «истинной женственности» как залога успешности семейной жизни. В других вариантах женщина может лишиться семьи.

«Неумение молодых супругов строить семейные отношения и отсутствие у них соответствующей подготовки, которую необходимо начинать с дошкольного возраста, нередко приводят к семейным конфликтам и распаду семьи. Поэтому процесс воспитания личности следует рассматривать как процесс воспитания личности определенного пола, включающий подготовку к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей» [8].

«Исходным носителем и хранителем любви от природы является женщина. Следовательно, на нее возложена эта высокая миссия — возбуждать любовь у мужчины, что менее свойственно „сильной“ женщине. Кроме того, переключение женщины на выполнение мужских ролей и задач неизменно уводит ее от воспитания детей, сокращает уделяемое им время, в чем мужчина не способен заменить женщину в силу своего психического склада» [9].

Отрицательное отношение к матерям-«одиночкам» связано с теми последствиями, которые якобы это состояние имеет. Например, считается, что «одинокое» материнство сказывается негативно на личности женщины.

«С одной стороны, такая женщина на порядок сокращает свои шансы устроить собственную судьбу, с другой — годами живет на грани стресса. У нее нет тыла, нет свободного времени и нет права заболеть… Жизнь одинокой матери всегда драматична, даже если она сама выбирает себе такую судьбу» [10].

При этом подтверждается данное мнение экспертным знанием, например, психологами: «Если же дать слово профессиональным психологам, то обнаружится, что одинокая мать сегодня — одна из самых противоречивых фигур. Психолог Ирина Вихревцева, скажем, рисует ее как замкнутую, с комплексом самовлюбленности даму, которой материнство помогает победить одиночество либо компенсировать отсутствие внимания со стороны родителей» [11].

Также часты апелляции к тому, что дети из «неполных семей» имеют трудности в социализации и личностном развитии. В частности имеется в виду не только негативное влияние на черты характера, но и возможная неправильная сформированность гендерной идентичности.

«Между тем, как доказано медиками, и неустроенность, и постоянное беспокойство одинокой матери, и ее разочарованность напрямую отражаются на ребенке. В результате он нередко вырастает нервным и неприспособленным к жизни. Особенно страдают мальчики: они либо грубо восстают против матери, либо превращаются в типичнейших маменькиных сынков. И виновата в этом сама женщина, сознательно лишившая его полноценной семьи» [12].

«Но нередко одинокое материнство повторяет следующее поколение. Неполная семья, за исключением тех случаев, когда роль отсутствующего папы играет близкий родственник — дедушка или дядя, чаще всего искажает представление ребенка о нормальной, полноценной семьеПо данным мировой статистики, мальчик, выросший в семье, где место отца пустует изначально, имеет больше шансов попасть в тюрьму, чем его социально благополучный сверстник. У девочек же, выросших без отца, шанс стать матерью-одиночкой повышается в пять раз. Среди детей, выращенных только матерями, гораздо больше наркоманов, алкоголиков» [13].

Подобная риторика стигматизирует индивидуальный личный опыт, возлагая ответственность (в виде негативных последствий) за совершенный «выбор» или сложившиеся обстоятельства на женщину. При этом «одинокое» материнство представлено как отклонение от «нормального» вариантажизнеопределения. Подобная риторика также не сочетается с созданием сервисов и услуг дополнительной помощи такой модели семьи.

Государственная поддержка «одиноких» матерей

Хотя существование «одиноких» матерей как определенной группы признается в общественном мнении, но его осуждение проявляется и в отсутствии какой-то особой поддержки и помощи со стороны государства и общественных структур. Более того, многие существующие льготы подвергаются сомнению и пересмотру.

«Одинокими» матерями считаются женщины, не состоящие в браке и имеющие детей, в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена по указанию матери, а также вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак и воспитывающих несовершеннолетних детей.

До недавнего времени «одиноким» матерям предоставлялись пособия по уходу за ребенком до трех лет с дополнительными надбавками. Так, на ребенка до 1,5 лет помимо пособия основного женщина получала еще надбавку в размере 75% от суммы пособия. На ребенка от 1,5 года до 3 лет–надбавка к пособию составляла 40%.

Однако 30 августа 2012 года в ходе online-конференции «Детские пособия» Светлана Белаш, консультант управления народонаселения, гендерной и семейной политики Минтруда и соцзащиты, отметила, что «меры по совершенствованию законодательства в сфере государственной поддержки семьи будут направлены на стимулирование рождения и воспитания детей, прежде всего в полных семьях» [14].

Подобное высказывание связано с тем, что политика в отношении детских пособий с 1 января 2013 года претерпела значительные изменения [15].Так, «одинокие» матери были лишены надбавок и теперь должны получать пособие в таком же размере, что и женщины в браке. В соответствии с законом, пособие по уходу за ребенком до 3-х лет теперь насчитывается относительно средней заработной платы по стране и составляет чуть больше 1400 000 рублей. Однако данные изменения не учитывают, что в «полной» семье доход складывается не только из пособия, но и зарплаты мужа/ жены (в зависимости от того, кто находится в декретном). В случае «одинокой» матери единственным средством к существованию на время декретного отпуска становится пособие, размер которого оставляет желать лучшего.

Также в законе появилось новое ограничение: ремесленники, индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы получают только 50% от суммы пособия, а мамы детей-инвалидов вовсе лишаются права получать пособие, будучи ремесленниками [16]. Соответственно «одинокие» мамы, являющиеся еще и ремесленниками должны как-то выживать на половине пособия.


В итоге, «одинокие» матери оказываются не просто в положении социального осуждения, но осуждения выражаемого также в лишении материальной поддержки. Приоритет «полной» гетеросексуальной семьи (брачного союза) оставляет за бортом всех тех, кто не вписывается в этот норматив. Таким образом государство осуществляет поступательную политику ограничения прав женщин, путем манипулирования социальными гарантиями. С одной стороны, можно предположить, что такие меры призваны стимулировать женщин раньше выходить на работу. В случае с «одинокими» матерями это становится просто стратегией выживания, так как, учитывая размеры пособия, женщина не может рассчитывать на него. В данном случае женщина используется как рабочая сила, а роль социальных гарантий нивелируется. С другой стороны, данные меры призваны укреплять официальную идеологию на воспроизводство традиционной семьи и традиционных женских ролей. Более того, в семье подобная социальная политика ставит женщину в ситуацию экономической зависимости от мужчины, закрепляя за ней соответственно приватную сферу.

Примечания:

[1]Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Указ Президента Республики Беларусь № 357 от 11 августа 2011 года. http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=P31100357

[2] Дети и молодежь Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2012. С. 117.

[3] Демографический ежегодник. Статистический сборник. Мн., 2012. С. 259.

[4]Там же, С. 205.

[5]Там же, С. 292.

[6]Там же, С. 292.

[7]Впервые данные исследования были представлены в статье: «Обязательное материнство»: репродуктивное тело женщины как объект государственного регулирования (на материале газеты «Советская Белоруссия») //Laboratorium, № 2, 2012. С. 69-90. http://www.soclabo.org/UserFiles/Journal/2012.02/Art_pdf/Shchurko_ART.pdf

[8] Организация работы по полоролевому воспитанию детей дошкольного возраста. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. С. 3.

[9] Кузнецов М. Т. Наука и Библия о любви и воспитании нравственности. Могилев: Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова, 2004. С. 118-120.

[10]Тамерланова Л. Рожу по собственному желанию // Советская Белоруссия, № 219-220, 04.08.2001. С. 5.

[11]Там же.

[12]Там же.

[13] Григорьева О. Одинокое материнство // Советская Белоруссия, № 1, 04.01.2001. С. 3.

[14]http://www.belta.by/ru/conference/i_272.html

[15] Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». 10.01.2013. http://ng.by/ru/issues?art_id=72020

[16]ПЕТИЦИЯ против закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»: https://www.change.org/ru/петиции/измените-закон-рб-о-гос-пособиях-семьям-воспитывающим-детей-верните-детские-пособия-ремесленникам-twiby