Президент Беларуси Александр Лукашенкозаявил, что прежние составы Совета по развитию предпринимательства при президенте РБ не смогли стать связующим звеном между бизнесом и руководством страны. Каковы отличия состава нового Совета от прежних составов? Изменилось ли влияние этого органа?
Алексей Медвецкий. Главное видимое отличие состоит в том, что Совет существенно обновился качественно и количественно. Перемены затронули как руководство, так и основной состав этого совещательного органа при президенте РБ. Наконец, новый календарь работы Совета дает основания полагать, что его влияние несколько возрастет — прежде всего за счет близости к президенту.
Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь был создан президентским указом в июле 1999 года. С тех пор А. Лукашенко как минимум 6 раз менял его состав. В последний раз в ноябре 2012 г. численный состав был сокращен с 30 до 23 участников, из прежнего состава в новый попали лишь 9 человек, а 14 членов вошли в Совет впервые.
Наиболее кардинально был изменен руководящий состав. Почти 10 лет этот орган работал под руководством тандема в лице председателя Совета Владимира Зиновского (председатель Национального статистического комитета) и его заместителя в этом органе Мечислава Витковского (генеральный директор ПЧУП «Ритм»). После ноябрьского указа президента они оба были смещены со своих должностей в Совете и не включены в его новый состав.
Теперь Совет возглавляют вице-премьер и председатель Совета Петр Прокопович и его заместитель в этом органе Сергей Новицкий, который является генеральным директором совместного общества с ограниченной ответственностью «Хенкель Баутехник», а также председателем Совета по развитию предпринимательства при Миноблисполкоме.
Несмотря на радикальные перемены, Совет сохраняет свою преемственность. Его ядро с 1999 года составляют 3 предпринимателя: Юрий Чиж («Трайпл»), Николай Мартынов («Марко») и Евгений Борисов («Хорда-гидравлика»). Еще 2 бизнесмена входят в Совет с 2003 г.: Николай Боровой («БАМАП») и Александр Мошенский («Санта Импэкс Брест»). Такое постоянство уже само по себе привлекает внимание, особенно если учесть, что с 1999 г. в работе Совета всего принимали участие около 70 человек.
Кроме этих бизнесменов следует отметить еще 4 человек, которые вошли в Совет позднее и до сих пор сохраняют свое членство в нем. Это Евгений Баскин («Серволюкс»), Виталий Костогоров («Политекс»), Анатолий Харлап («БелАПП») и сенатор Александр Шакутин («Амкодор»).
Примечательной особенностью ноябрьской ротации стал тот факт, что из прежнего в новый состав не перешел ни один чиновник. А именно, никто из этих людей, представлявших в Совете интересы государства: Вениамин Бирюков (начальник управления экономической безопасности Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь), Александр Груздов (директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики), Михаил Рассолько (заместитель начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам), а также упомянутый выше Владимир Зиновский.
В свою очередь, вот бизнесмены, которые не продолжили свою работу в новом составе: Виктор Бабарико («Белгазпромбанк»), Дмитрий Дичковский («Милавица»), Вячеслав Довнар («Белинтертранс»), Владимир Зуховицкий («ЗОВ»), Тамара Колесникова («Тамара и К»), Игорь Коротаев («Теста»), Владимир Кульбенков («Куво»), Олег Маховиков («Адиполь»), Геннадий Низовцов («Спутник»), Константин Симанович («Константа»), Вячеслав Уронич («Агропромтехсервис»), Иван Усс («Каскад»), Сергей Филиппов («БелПСП»), Виктор Хиневич («Борисовдетспецпродукт»), Екатерина Чижик (ИП). Выяснить закономерности этих ротаций достаточно сложно.
Наконец, несмотря на консультативный характер Совета, его влияние объективно возрастает — прежде всего за счет нового рабочего календаря. После ноябрьского указа Совет должен будет проводить заседания не реже, чем один раз в квартал, а Петр Прокопович должен будет раз в год представлять президенту отчет о работе. Кроме этого, новый состав Совета имеет минимальное представительство чиновников (по сути — это только Петр Прокопович). Вероятно, такой дефицит государственных медиаторов в Совете будет компенсироваться как раз близостью к «телу» президента, что и продемонстрировал Лукашенко на первом же заседании нового состава. В таком случае, Совет может оказаться действительно влиятельным и эффективным органом.